ЭТО ПОДДЕРЖИВАЕМОЕ ЗЕРКАЛО САЙТА DODONTITIKAKA.NAROD.RU   -   NAROD.RU УМЕР

ТАК КАК СЕРВИС UCOZ ОЧЕНЬ ОГРАНИЧЕН, СТАТЬИ ПУБЛИКУЮТСЯ НА НЕСКОЛЬКИХ СТРАНИЦАХ

 
 

ПЕТР ИЗ ДУСБУРГА

ХРОНИКА ЗЕМЛИ ПРУССКОЙ

ВОЙНА С ПРУССИЕЙ

ЧАСТЬ 3

 

8.1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При описании войны с Судовией очевидно, что в Пруссии оставались или уходили туда (в частности, в Самбию) те, кто принял христианство, а в Литву или Русь уходили те, кто оставался язычником. На этом основании мы и делаем однозначный вывод о том, что не только война, но и пути миграции были обозначены исключительно религиозными причинами, при этом этнического страха при миграции Пруссов-язычников в Литву и Русь нам установить не удалось.

9. ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ НАРОДОВ

ПО ЭТНИЧЕСКОМУ ПРИЗНАКУ

Это чрезвычайно важный раздел, совершенно не отмеченный предыдущими исследователями, а ведь Петр по ходу всего повествования постоянно противопоставляет описываемые им народы по этническому признаку. Это противопоставление этносов идет в летописании Петра контекстным естественным фоном, однако приведем некоторые конкретные примеры.

9.1. ПРУССЫ И ПОМЕРАНЕ

Заголовок главы 65 «О гибели многих Померан и Пруссов».
 
Во время первого Прусского восстания Святополк, его генеральный предводитель, свое объединенное войско «... утешал такими словами: "Завтра мы сделаем так, что Помераны и Пруссы навсегда освободятся от Тевтонского ига" ...».
 
Здесь, во-первых, мы видим коренные различия между Померанами и Пруссами, и, во-вторых, все Прусские племена легко объединяются в единый Прусский этнос.

9.2. ПРУССЫ, ЛИТВИНЫ И СУДОВЫ-ЯТВЯГИ

Тот же Святополк «... с новообращенными вероотступниками земли Прусской и Судовами собрал весьма большую рать ...».
 
В 1264-1265 году «... в это время мощная рать Пруссов, Судовов и Литвинов ...».
 
«... Благородные Судовы как благородством нравов выделявшиеся ... так превосходившие их [остальных Пруссов] и богатствами и силой ...»
 
Мы видим, что Судовы – не Пруссы и не Литвины, а отдельный этнос. Современные данные это только подтверждают. Также очевидно, что Литвины для Петра – это не Судовы и не Пруссы.

9.3. КУРШИ И ЛИТВИНЫ

В июле 1260 года «... 4 тысячи Литвинов разоряют некую часть земли Куронии огнем и мечом ...». Курши, позднее растворившиеся в Жемайтском этносе, это в 13 веке не Литвины.

9.4. КУРШИ И ПРУССЫ

По ходу повествования про 1260 год и знаменитую победу Литвинов в Куршской земле четко видно, что Курши четко обособлены от Пруссов.

9.5. СУДОВЫ-ЯТВЯГИ И РУССЫ

«... Скуманд, вождь Судовов, с огромным войском Судовов и Рутенов ...». Как видим, Судовы отличны от Руссов.

9.6. ПРУССЫ – ОДИН ЭТНОС ИЗ РАЗНЫХ ПЛЕМЕН

Термины «Прусс» и «Пруссия» являются определяющими понятиями в труде Петра и встречаются повсеместно. Этим он дает понять, что, несмотря на деление Пруссии на 10 частей (Судовия внесена ошибочно), все эти земли легко объединяются в общий термин «Пруссия».

9.7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в конце 13 века мы видим наличие отдельных самостоятельных этносов, отличных друг от друга по неким базовым характеристикам: Померане, Пруссы, Судовы-Ятвяги, Литвины, Курши, Руссы и Пруссы. Все эти народы для Петра – совершенно различные этнические образования, существовавшие параллельно, в тесном контакте друг с другом, сохранившие свою этническую аутентичность. Вместе с тем различия отдельных Прусских племен (Помезан, Погезан, Бартов и других) являются незначительными и не являются основанием для их выделения в самостоятельные этносы, поэтому все они могут трактоваться как отдельные племенные союзы единого общего этноса Пруссов.

10. ОБЪЕДИНЕНИЕ НАРОДОВ ПО РЕЛИГИОЗНОМУ

ПРИЗНАКУ ИЛИ АНТИТЕВТОНСКИЕ СОЮЗЫ

Вместе с противопоставлением народов по этническому признаку Петр широко описывает объединительные военные союзы этих различных народов. Совершенно очевиден и основной объединительный мотив этих союзов – общность религиозных (языческих) взглядов. Не подлежит сомнениям и основная цель этих военных межэтнических союзов – сопротивление насильственной Христианизации, проводимой Тевтонским Орденом в землях этих народов. Упоминания об этих военных союзах многочисленны, поэтому ограничимся лишь несколькими подчеркивающими цитатами.
 
Данный очевидный и важнейший аспект «Хроники земли Прусской» также остался без внимания предыдущими исследователями.

10.1 СОЮЗ СУДОВОВ-ЯТВЯГОВ И РУСИНОВ

Дата не указана, но, скорее всего, в самом начале второго Прусского восстания «... после Скуманд, вождь Судовов, с огромным войском Судовов и Рутенов за 9 дней опустошил землю Кульмскую огнем и мечом ...». Что Петр подразумевал под «Рутенами» остается загадкой. На этот счет имеются две точки зрения – это либо Галицкая Русь, либо это войска из Гродно или Новогрудка. Мы, как и большинство исследователей, принимаем первую версию, так как против второй версии выступает сам Петр, повсеместно указывая, что Гродно и Новогрудок – это область Литвы. Петр не мог сделать такое единичное отступление от установленных самим собой правил.

10.2. СОЮЗ СУДОВОВ-ЯТВЯГОВ И ЛИТВИНОВ

В 1280 году, когда Орден вел войну с Судовией, Судовы «... собрали совет, каким образом отомстить за такое угнетение [за разорение своих волостей], и поскольку сами они этого сделать не могли, то, заручившись помощью Литвинов, решительно вторглись в землю Самбии ...».

10.3. СОЮЗ ПРУССОВ, СУДОВОВ-ЯТВЯГОВ И ЛИТВИНОВ

О событиях 1264-1265 годов: «... В это время мощная рать Пруссов, Судовов и Литвинов вторглась в землю Самбийскую и, поставив Литвинов с одним камнеметом с одной стороны, а остальных с другим – с другой, восемь дней, ежедневно штурмуя, осаждали замок Вилов ...».
 
Это первое официальное упоминание союза Пруссов, Ятвягов и Литвинов нам важно тем, что оно записано официальным летописцем Тевтонского Ордена.

10.4. СОЮЗ СУДОВОВ-ЯТВЯГОВ И ЛИТВИНОВ

Во время третьего Прусского восстания, 21 октября 1276 года: «... Скуманд, вождь Судовов, с 4 тысячами язычников своих и силой войска Литвинов мощным натиском вторгся в Кульмскую землю ...».

10.5. СОЮЗ ПРУССОВ И СУДОВО-ЯТВЯГОВ

В начале второго Прусского восстания «... Погезаны с Судовами и другими язычниками Пруссии, собрав сильную рать, прошли по всей Погезании и Помезании ...».

10.6. ЯЗЫЧЕСТВО КАК ОСНОВНОЙ ОБЪЕДИНИТЕЛЬНЫЙ КРИТЕРИЙ

РАЗЛИЧНЫХ ЭТНОСОВ В ВОЕННЫЕ СОЮЗЫ

В 1255 году, когда был построен Кенигсберг и была завоевана Самбия, «... Надровы, Скаловы и Судовы, соседние язычники, возмутились тем, что самбы подчинились вере и братьям ... собрав своей силой большую рать, они прошли по земле Самбии с огнем и мечом ...».
 
Это классический пример союзничества на религиозной (языческой) почве: вчерашние союзники Самбы в борьбе с Орденом и Христианизацией в одночасье становятся кровными врагами, которые за свое предательство «наследию предков» достойны только «огня и меча». Особо выделим факт, что все это происходит не между отдельными этносами, а в пределах одного Прусского этноса.

10.7. СОЮЗ ПОМЕРЯН И ПРУССОВ

Этому глобальному наиважнейшему для нас союзу, просуществовавшему длительное время, посвящен отдельный раздел – смотри ниже.

10.8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, различные этносы, несмотря на свои очевидные различия, легко объединялись в военные союзы против общего врага, при этом объединяющим принципом  этих союзов была религиозная (языческая) общность этих этносов. Эти объединительные военные союзы были направлены против насильственной Христианизации и против средства достижения этой насильственной Христианизации – Тевтонского Ордена.

11. ЧТО ТАКОЕ ПОМЕРАНИЯ И КТО ТАКОЙ СВЯТОПОЛК

11.1. ПОМЕРАНИЯ – СЛАВЯНСКОЕ НЕЗАВИСИМОЕ ГОСУДАРСТВО

Померания – это самое восточное государственное образование Западных (Полабских) Славян, куда в основном в первую очередь бежали Вильцы-Лютичи-Велеты, Бодричи-Ободриты и Раны-Руны-Руяны от Немецкого феодального нашествия, описанного в «Славянской хронике» Гельмольда.
 
Славянское начало Померании бесспорно хотя бы потому, что сын Святополка (Swantepolcus) Вартислав (Warceslaus) был Князем Славянского во все времена Гданьска в 1266-1267 годы, а затем стал Князем Померании в 1268 году.
 
Также Славянское начало Святополка определяется, когда Петр упоминает «... Вояка, полководца своего ...». Скорее всего, Петр не знал истинного имени полководца Святополка, так как это место писано им по рассказам других, и заменил его общеизвестным Славянским словом «Воин», что в устах Немецкоязычного Петра превратилось в имя собственное.
 
Во времена захвата Тевтонским Орденом Пруссии все Князья Померании у Петра обозначаются Латинским термином «Dux», что означает полную политическую независимость. Хотя еще в 12 веке Померанские Князья имели титул «Princeps», означавший зависимость от Польского Короля. Святополк – первый Померанский Князь, получивший титул «Dux», идею суверенной власти и независимости он привнес в свой герб: рыцарь на коне со щитом и знаменем.
 
Уже по этому эпизоду восстановления полного суверенитета можно увидеть в Святополке выдающуюся личность, способную перевернуть историю своего отечества.

11.2. СВЯТОПОЛК – СЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫЧЕСКИЙ КНЯЗЬ

О личности Святополка полнее всего нам повествует «Великая Польская хроника».
 
В 1217 году «... Князь Лешек Белый вступает в Поморье и там всеми знатными людьми Поморья признается законным правителем их и Князем, и они оказывают ему пышный прием. Прозорливо закончив все дела надлежащим образом, назначил своим заместителем капитана по имени Святополк, мужа могущественного и деятельного, но господину своему неверного ...». В 1217 году Святополк был назначен только Князем части Поморья, а именно Нижнего.
 
Пользуясь государственными трудностями Польши Святополк «... желал в сих неблагоприятных обстоятельствах умолять Лешка [Белого], чтобы он его самого подобным образом соизволил назначить князем Верхнего Поморья ...». В 1227 году Святополку предлагают переговоры, но «... Святополк, явившись, осмелился начать войну против своего господина князя Лешка [Белого] ...». В результате «... изменник же Святополк преступным образом убил бегущего [Лешка Белого], и большая резня произошла в том и другом войсках ... И вот тело Лешка с места гибели привозят в Краков и там его с почетом в году от Рождества Христова 1227 хоронят в кафедральном соборе ... Вот тогда-то презренный изменник Святополк и захватил Княжество в Поморье ...».
 
Итак, методом обыкновенной измены, предательства и восстания Святополк превратил себя из обыкновенного ставленника Польши в Поморье в его независимого Князя. Позже, в 1231 году он заручился поддержкой Ватикана: папа Григорий 9-ый взял его земли под опеку Рима и стал официально титуловать его Князем Поморским в Гданьске. Также Святополк заручился династической поддержкой влиятельнейшего Польского Князя Владислава Одонича, за которого отдал свою родную сестру.
 
В 1242 году «... изменник Святополк, который сам себя бесстыдно и нечестиво назначил Князем Поморья, окрещенных Пруссов, находившихся под властью "бородачей" [братьев Тевтонского Ордена], своим нечестивым советом отклонил от верности им и, присоединив к себе, поднял на мятеж против них. И они, неожиданно напав на тевтонцев, не щадят ни возраста, ни пола и многих из них убивают ...». Великая Польская хроника подтверждает известия Петра из Дусбурга о событиях 1244 года: «... в следующем году, а именно в 1244, упомянутый Князь изменник Святополк, действуя и хитростью и подкупом, приказал поджечь Сартавицу и Хелм и, спустя некоторое время, присоединив к себе большой отряд Пруссов, вступил в Куявскую землю ...».
 
В 1247 году «... В этом же году и в это же время Барним, Князь Славян, или Кашубов, осадил крепость Санток ...». Речь идет о Западнопоморском Князе Барниме 1-ом, правившем с 1220 по 1250 годы, когда подчинился власти Бранденбургских маркграфов, умер в 1278 году.
 
«... В году от Рождества Xристова 1266 Даниил, Русский Король, отец Льва и Романа, исполнив долг природе, переселился из этого мира ко Господу. И в этом же году изменник Святополк, Поморский Князь, который бесчестно и предательски присвоил себе Княжеское имя, тоже ушел из этого бренного мира ...».
 
Таким образом, Святополк был Князем всей Померании с 1220 по 11 января 1266 года. Изначальный ставленник Польши, он хладнокровно изменил ей с дальнейшим бесспорным усилением своей власти в Поморье вплоть до установления династического унитарного правления, а это стало возможным только благодаря массовой поддержке местного населения.
 
В итоге, несмотря на очевидные признаки коварства, подлости и предательства нельзя отрицать факта всеобщего признания Святополка в Померанских и Прусских народных массах.
 
Его характеристика Петром также отличается крайним негативизмом. В устах Петра он предстает убежденным язычником, он «... был таким упрямым и упорствующим в нечестивости, что ни молитвой, ни карой, ни угрызениями совести не мог смягчиться, чтобы пожелать прийти в лоно святой матери церкви...». Петр по поводу Святополка сокрушается, что дело веры Христовой «... будет доведено до гибели злодейством одного тирана ...», потому что «... коварный Святополк, словно глухой аспид, заткнув уши свои для истины, отвратил слух ...».
 
Еще несколько красноречивых цитат: «... Был в земле Померании один Князь по имени Святополк, сын нечестия и сын погибели ... с сердцем, полным всякого коварства и лукавства ...». Петр неоднократно называет его тираном. «... Святополк, сын Диавола ...», «... сын проклятия ...», «... враг веры, Князь Померании ...», «... этот Князь был воплощением всяческого лукавства, он всегда действовал коварно ...». «... Этот порочный Князь Померании, воплощение зла, врожденные свои пороки, которые с юности своей обнаруживал, недолго мог скрывать ...».
 
Великая Польская хроника приводит дополнительные сведения о сыновьях Святополка, и эти сведения только подчеркивают довольно низкие моральные и человеческие качества всего семейства Святополка. В 1271 году «... Поморский Князь Варцислав [младший сын Святополка] захватил в плен и заключил в оковы своего брата Мщивоя [Мстивоя, старшего сына Святополка] ... Возмущенный поступками брата, желая ему отомстить, Мщивой ...» задумал с помощью Маркграфа Конрада «... полностью изгнать Варцислава с Поморской земли. Варцислав же совместно с примкнувшими к нему Поморянами ... с могущественным отрядом напал на Мщивоя и изгнал с Поморской земли ...». Так началась фактически Поморская гражданская война, и не известно чем бы она закончилась, если бы Варцислав «... когда вошел в крепость Вышеград, почувствовав нездоровье, скончался и был похоронен в Иновроцлаве ...».

11.3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРОЗОРЛИВОСТЬ

В первом крестовом походе на Пруссию в 1233 году на стороне объединенных Польско-Тевтонских войск участвовал «... также Святополк, Князь Померании, с братом своим Самбором ...». Ни один из источников не уточняет причины участия Святополка на стороне Тевтонского Ордена, но совершенно очевидно, что эти причины были исключительно политические: в 1233 году Померания являлась суверенной страной и, чтобы сохранить этот суверенитет, Святополк был вынужден отправиться в этот крестовый поход. Только таким образом Святополк превращал Тевтонский Орден и Польшу из врагов в союзников.
 
Но едва угроза исчезла, он тут же организовывает ...

11.4. ПРУССКО-ПОМЕРАНСКИЙ ВОЕННЫЙ СОЮЗ

В 1241-1242 годах Святополк «... начал с народом Пруссов, уже только что обращенным в веру Христа, вести мирные переговоры с задней мыслью, вступая в союз с ними на том условии, что они мощным ударом изгонят братьев дома Тевтонского и прочих Христиан из пределов Пруссии ... и почти все вступили в соглашение с ним ... После этого тот же Князь укрепил замки свои ... и поместил там народ нечестивый, людей беззаконных ... Они выходили из упомянутых замков и ... внезапно нападали на них [братьев] и учиняли им великое побоище, унося много добычи, других захватывали в плен, третьих же, к прискорбию нашему, убивали ...». В итоге Тевтонцы в районе Вислы оказались в блокаде потому, что никто не «... надеялся вести дела с братьями или доставлять братьям провизию ...».
 
В 1242 году Папский «... легат написал и потребовал у упомянутого Князя [Святополка] властью Апостольской, чтобы он прекратил гонения на веру и Христиан ...». Но Святополк «... все больше и больше погрязал в пороке и причинял вред правоверным Христа ...» и «... никоим образом не желал прийти в лоно святой матери церкви ...».
 
«... Святополк, отринув страх перед Богом ...», становится вождем первого Прусского восстания «... ибо он повелел, чтобы новообращенные, которые легко скатывались к прежним заблуждениям, однажды со всех концов земли Прусской возобновили войну с братьями ...».
 
После поражения в этой войне в 1253 году наступила политическая смерть Святополка, длившаяся до его физической смерти в 1266 году.
 
Прусско-Померанский военный союз при Святополке просуществовал 11 лет, с 1242 по 1253 год, затем мгновенно возобновился при его старшем сыне Мстивое 2-ом в 1266-1267 годах. Совершенно очевидно, что отношения между Пруссами и Померянами были теплыми и союзническими все это время – новый союз возник очень легко и быстро. Таким образом, полное время существования этого военного союза – 25 лет, или четверть века, или целое поколение!

11.5. НА КАКОМ ЯЗЫКЕ ГОВОРИЛИ ПОМЕРЯНЕ И ПРУССЫ

Как Славянин Святополк мог стать вождем неславянских народов? Как Славянская Померания могла объединить под своим знаменем неславянскую Пруссию? На каком языке общались объединенные Прусско-Померанские войска?
 
Сразу ответим на эти вопросы.
 
Померания могла стать во главе этого союза только благодаря, главное, своей независимости и, второстепенное, своей более высокой ступени развития и военной мощи. Более высокая ступень развития и военная мощь легко просматривается из отказа Тевтонского Ордена ее захватывать.
 
Естественно, что в своих войсках каждый этнос разговаривал на своем родном языке, но генеральное командование и общее руководство совместными действиями осуществлялось только на Славянском. Пруссия, будучи окруженной практически со всех сторон Славянским странами, не могла не впитать в себя часть их культуры, и тезис о схожести Прусского языка Славянским сейчас никто не отрицает. Немаловажным является обоснованное предположение, что в 13 веке различия между языками были не столь существенны, как в наше время.

11.6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, из общего контекстного содержания «Хроники земли Прусской» и приведенных цитат очевидно следующее:
 
— Славянский Князь Померании Святополк являлся идейным организатором, вдохновителем и руководителем первого Прусского восстания или Померанско-Тевтонской войны 1242-1253 годов;
 
— объединение разноязычных Прусского и Померанского народов произошло на почве религиозной (языческой) общности против единого врага – Тевтонского Ордена и проводимой им военной политики насильственной Христианизации;
 
— Прусско-Померанский военный союз просуществовал в общей сложности 25 лет, с 1242 по 1267 годы, или целое поколение;
 
— именно Славянская Померанская составляющая в этом военном союзе играла главную ключевую роль, так как во время его существования именно Померания была независимой страной, а Пруссия эту независимость потеряла;
 
— общее руководство этим союзом могло осуществляться только на Славянском языке;
 
— военный союз Померян и Пруссов является достоверным историческим примером единства разноязычных этносов на почве язычества против Христианского нашествия Тевтонского Ордена. Этот союз не только показывает возможность существования аналогичных военных союзов, но и прямо указывает на Литвино-Жемайтский, а позже еще и Русинский, союз;
 
— Прусско-Померанский военный союз, или толерантность Пруссов к Славянам-язычникам, фактически подтверждает, что на территории Пруссии или через ее территорию проходили Западные (Полабские) Славяне-язычники, бежавшие от Немецкого феодального нашествия с правого берега Эльбы;
 
— за 25 лет существования военного союза под управлением Славянской Померании вливание Славянского языкового элемента в Пруссию несомненно.

12. НА КАКОМ ЯЗЫКЕ ГОВОРИЛИ В ДРУГИХ

АНТИТЕВТОНСКИХ ВОЕННЫХ СОЮЗАХ

И этот вопрос остался вне поля зрения аналитиков «Хроники земли Прусской». Понятие о языке общения в исторических документах является очень деликатным, прямого ответа Петр нам не оставил, но косвенные подсказки в тексте все-таки имеются.

12.1. КОРЕННЫЕ ОТЛИЧИЯ ТЕВТОНСКОГО И ПРУССКОГО ЯЗЫКА

На это указывает название и содержание главы 167 «О коварстве Пруссов, знающие Тевтонский [Немецкий] язык». Там сказано, что Генрих Монте, вождь Натангов, «... говорил по-тевтонски: "Коли есть здесь кто, пусть выходит без страха, ибо войско язычников уже ушло" ...». Прятавшиеся Немецкие переселенцы выходили и их убивали люди Генриха Монте.

12.2. НА КАКОМ ЯЗЫКЕ ГОВОРИЛИ СВЯТОПОЛК

И ГЕНРИХ ФОН ЛИХТЕНШТЕЙН

Святополк и чистейший «Алеманец» Генрих Фон Лихтенштейн вели прямые переговоры в октябре 1247 года: «... Святополк просил его, чтобы он послал к нему господина Генриха фон Лихтенштейна, а когда он к нему пришел, то, выложив ему много жалоб на братьев, сказал: [речь Святополка] ... Господин Генрих ... сказал ему: [речь Генриха Фон Лихтенштейна] ...». Далее они встречались на «... одном острове на Висле ...» и «... после множества разных переговоров, без конца проводимых между ними, они дружески разошлись ...».
 
В этом случае мы полностью согласны с заключениями других многоуважаемых авторов – все подобные «посольские» переговоры велись с помощью переводчиков, Святополк не знал Немецкого, а тем более Генрих Фон Лихтенштейн не знал Славянского.

12.3. НА КАКОМ ЯЗЫКЕ ГОВОРИЛИ В ДРУГИХ

АНТИТЕВТОНСКИХ ВОЕННЫХ СОЮЗАХ

Очевиден факт, что Петр выделил коренные различия между Немецким и Прусским языком и опустил эти различия между другими языками. Вполне возможно, что Петр был просто-напросто некомпетентен в этом вопросе, ведь он жил только в окружении Тевтонцев и Пруссов.
 
Вместе с тем мы имеем право предположить, что языки этносов, участвовавших в других военных союзах против Тевтонского Ордена имели очевидное сходство и различия этих языков лежало в пределах, допускающих общение этих этносов напрямую без переводчиков. Наше предположение базируется и на том, что в настоящее время Прусский и Ятвяжский языки считаются схожими Славянскому.

12.4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вполне возможно, что в 13 веке языки Пруссов, Ятвягов, Славян, Куршей имели меньше различий, чем в настоящее время, что позволяло им общаться напрямую без переводчиков.

13. ПРУССИЯ В 13 ВЕКЕ БЫЛА

ОТНОСИТЕЛЬНО ВЫСОКОРАЗВИТА

Прусская государственность до Тевтонского нашествия описана скудно. Петр в отношении Пруссии утверждает, что «... это дикое и неукротимое племя Пруссов ...». Отдельным разделом попытаемся опровергнуть это утверждение.
 
Пруссия имела строгую иерархию власти (вожди, нобили, знатные и незнатные люди). Самим Петром Пруссия описывается как типичное средневековое государство с разделением общества на типичные для тех лет сословия.
 
Особый интерес представляют ее технические возможности. Приведем примеры научно-технического прогресса Пруссии в 13 веке.
 
В 1262 году Пруссы сумели «... построить мост через реку Прегель, а на каждом конце моста – прочное укрепление наподобие башни ...».
 
В том же году вокруг осажденных ими замков «... вокруг каждого из них они соорудили три прочных укрепления, обнесенных валом ...».
 
Тогда же «... Пруссы с тремя войсками и тремя камнеметами и прочими военными устройствами осадили замок ... Хейльсберг ...».
 
Другие три камнемета мы встречаем, когда «... замок Висенбург осаждался Пруссами почти три года, и поставили они три камнемета, которыми ежедневно штурмовали замок ...».
 
Те же укрепления используются, когда «... замок Крейцбург осаждался Наттангами три года тремя камнеметами и тремя укреплениями ...».
 
Прусские укрепления были огромными: «... Пруссы соорудили три укрепления вокруг замка, в которых постоянно находилось 1300 отменных воинов. Было у них также три камнемета ...».
 
О военном мореходстве Пруссов мы уже писали: в 1262 году «... они снарядили много судов и с них разбивали и уничтожали корабли братьев ...».
 
Но самое красноречивое свидетельство мы находим в речи одного Самба, который, вернувшись от братьев, рассказывал своим соплеменникам: «... оружием, пищей и прочим они [крестоносцы] довольно сходны с нами [с Самбами] ...».
 
Вместе с тем Пруссы не знали арбалета: подняв отброшенную при отступлении «... эту баллисту [арбалет], один Самб повесил ее себе на шею. Другие, окружив его, чрезвычайно дивились тому, что это такое, ибо раньше такого не видели ...». Дело даже, как утверждает Петр, закончилось смертью повесившего арбалет себе на шею.

13.1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В 13 веке Пруссия была типичной феодальной страной и имела достаточно высокий технический уровень развития.

14. ГРАНИЦЫ ЛИТВЫ И РУСИ В 13 ВЕКЕ

Выделим в самостоятельный раздел все упоминаемые Петром границы Литвы и Руси в 13 веке.
 
«... Мемель [Неман] – тоже река, вытекающая из королевства Руссии, впадающая в море рядом с замком и городом Мемельбургом [Клайпеда], самую Руссию, Литву и Куронию [Куршский залив] ...». Жемайтия, расположенная по течению Немана между Литвой и Куршами, не упоминается, хотя Петр прекрасно знал о ее существовании. Но объяснение этому очень простое - Жемайтия тогда входила в состав Литвы, а Русь – еще нет.
 
«... Земля Прусская границами своими, внутри которых она расположена, имеет ... землю Руссии ...». Имеется в виду Гродненская область, которая хотя и входила в то время в понятие Литва, но летописной изначальной Литвой не являлась.
 
Представления о летописной изначальной Литве полностью согласуются со всеми русскоязычными летописями, в частности, с Хроникой Быховца, в которой под Русью в конце 12 века подразумевались земли Новогрудка, граничащие с севера с Литвой (современная Виленщина и север Гродненской области). И лишь с начала 14 века понятие Литва постепенно распространяется на всю Беларусь и становится ее национальным самоназванием.

14.1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Согласно представлениям Петра из Дусбурга в конце 13 века летописная историческая Литва была небольшим государственным образованием, лежащим где-то на границе Виленской и Гродненской областей, что полностью согласуется с другими историческими первоисточниками.

15. ОБ «УЧЕНЫХ» ИСТОРИЯХ И ЛЕГЕНДЕ О ПАЛЕМОНЕ

Из повествования выделим два следующих интересных элемента.
 
ПЕРВЫЙ: «... Многие войны издавна велись с Пруссами, как повествуют старые истории: Юлием Цезарем, также девятью братьями из Швеции, которые назывались Гампты, также Гуго по прозвищу Потир ...».
 
ВТОРОЙ: «... Было же посредине этого погрязшего в пороке народа, а именно в Надровии, одно место, называемое Ромов, ведущее название свое от Рима, в котором жил некто по имени Криве, кого они почитали, как Папу ...».
 
Эти две цитаты Петра отражают типичные приемы средневековых историков и носят характер типичной для 13-16 веков «ученой» легенды, якобы относящейся к глубокой древности. Аналогичные легенды о войнах и союзах Цезаря с Поляками встречаются и в Польских летописях. Возникновение таких «исторических» вставок обусловлено желанием авторов «блеснуть» своей ученостью и придать «научного» веса своему труду. В действительности же это есть не что иное, как совокупность желания и малообразованности, в результате чего и рождаются подобные «ученые» фантазии.
 
В этих цитатах мы видим ретрансляцию легенд о походе Готов, прямые выдумки о Юлии Цезаре и полумиф о Гуго Потире в приложении на Пруссию. Также Петр применяет широко распространенные в его время прием приписывания созвучного названия к Риму, а аналогичного высшего духовного сана – Папе.

15. 1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Всем знакомая «Легенда о Палемоне», описанная, в частности, в «Хронике Быховца», является обычной для средневековья «ученой» легендой, механизм образования которой мы находим в «Хронике земли Прусской». Хотя, как нам кажется, «Легенда о Палемоне» имеет под собой некоторое принципиальное обоснование.
 

ПРОДОЛЖЕНИЕ В ЧЕТВЕРТОЙ ЧАСТИ

 
В. Антипов
 
Минск, февраль 2013 год.
 
dodontitikaka@mail.ru