ЭТО ПОДДЕРЖИВАЕМОЕ ЗЕРКАЛО САЙТА DODONTITIKAKA.NAROD.RU   -   NAROD.RU УМЕР

ТАК КАК СЕРВИС UCOZ ОЧЕНЬ ОГРАНИЧЕН, СТАТЬИ ПУБЛИКУЮТСЯ НА НЕСКОЛЬКИХ СТРАНИЦАХ

 
 

ЕДИНАЯ ТЕОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА ЛИТОВСКОГО:

ОТ СОЮЗА ЯЗЫЧЕСКИХ ПЛЕМЕН

К ЧИСТО СЛАВЯНСКОМУ ГОСУДАРСТВУ 

ЧАСТЬ 12

 

15.7.9. ТОПОНИМИЧЕСКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ИСХОДА

ЗАПАДНЫХ ПОЛАБСКИХ СЛАВЯН В ВОСТОЧНУЮ ЕВРОПУ

[Миграция, 8]

«Великая Польская хроника» про события 1108 года пишет: «... одни обширные владения Поморян были превращены в пепелище, другие добровольно ему подчинились, и только Альбы, иначе называемые в народе Белгардами, пытаются сопротивляться. Этих Альбов мудрейший Болеслав [Кривоустый] окружил осадой в славном городе Поморян ...». Речь идет о Белгарде (Белграде) – городе Поморских Славян, который созвучен Полабскому Старгарду-Старграду и всей системе Славянских городов с окончанием –ГРАД.

«Великая Польская хроника» дает второе название Любека и трактует названия многих городов Полабских Славян: «... существуют также и другие Славяне, которые называются Древняне, а Тевтонцы называют их Голзатами [ошибочное сравнение – Полабские Древняне не тождественны Германским жителям Княжества Гольштейн]. Их главные крепости следующие: Буковец, который теперь называется Любек, также Гам, то есть Гамбург и Бремен, который был их столицей и местом жительства ... Славяне обычно называют города "виками", а именно "викус" – это собственно по-славянски "город", в котором есть рыночная площадь. Они не говорят "пойдемте в город", но говорят "пойдемте в вик" ... Эту крепость Славяне некогда назвали Любово по названию деревни Любово, а Тевтонцы ее называли по имени Микла – Микленбург ...». Микл легендарный Князь Полабских Славян, правивший в Шверине-Зверине, «... которого какой-то Император [Священной Римской Империи], победив Короля Славян по имени Микл ... Также крепость Илов берет свое название от плотности почвы. Равным образом Росток – от разлива рек, Верла – от "доверчивости", Званово – от собственного имени, так как "зван" – это как бы "вызванный". Остров – от острова. Также Чешин, Марлов, Болель, Тшебешево, наконец, Вологощ, Кашов, Велунец, который иначе назывался Волин. И в конце концов пишут, что все эти крепости расположены вокруг Северного моря ... После того как старые названия были изменены, некоторые из них приобрели новые названия, названия же других остались прежними ...». Болеслав Первый Храбрый «... построил крепость под названием Бремен и дал ей такое название потому, что эта крепость на своих плечах перенесла весь груз тяжести, получаемой от врагов, и она же охраняла своих горожан от бедствий. В народе бремя или тяжесть называют "бременем" ...».

Буковец (Любек) и Велунец (Волина) – современные Беларуские Ивенец и Кременец.

Любово, Тшебешево и Званово – огромное число с типичным Славянким стереотипом –ОВО-ЕВО (современные Беларуские Збруево, Конево, Обухово, Вересково, Голдово). Также корень ЛЮБ – современное Беларуское село Вселюб Гродненской области.

Чешин – огромное число с типичным Славянким стереотипом –ИН (современные Беларуские Щучин, Воложин, село Бенин Гродненской области).

Марлов – огромное число с типичным Славянким стереотипом –ОВ (современный Беларуский Борисов).

Богель – современные Беларуские Мядель и Скидель.

Дополнение 11.

15.7.10. ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ИСХОДА ЗАПАДНЫХ ПОЛАБСКИХ СЛАВЯН

В ВОСТОЧНУЮ ЕВРОПУ ПО ИМЕНАМ СОБСТВЕННЫМ

1. «Великая Польская хроника» пишет, что «... Император Римский Генрих 4-ый под влиянием частых наветов Чешского Князя Борживоя ...». Имя Чешского Князя Борживоя аналогично Полабскому Князю Мстивою, описываемому [Гельмондом]. Также после Поморского Князя Святополка стал править его старший сын Мстивой 2-ой.

2. Неоднократно упоминаемая [Гельмондом] опорная крепость Западных Славян Димин  аналогична имени Великого Князя Литовского Гедемина. В этой цепочке также имеем еще два этимологических сходства:

— со Славянским военачальником Миндовга Кодживадом Тудиаминовичем, чей отец был Тудиамин («Галицко-Волынская летопись» за 1262 годом: «... другая же рать воевала в ту же неделю Литовская около Мельницы [Мельника]. Был же с ними воевода Тюдияминович же Кодвижадь, взяли пленных много ...» );

— с Князем Корбутом Жидимином, воевавшим на стороне Свидригайло в гражданской войне между Русью и Литвой 1432-1435 годов. [ВКЛ]: «... Свидригайло в то время был в Полоцке и пошел на Смоленск, и Князья Русские и бояре и вся земля посадили Свидригайло на Великом Княжестве Русском ...». В битве под Вилкомиром у Русской стороны Свидригайло «... убили тогда брата Князя Корбута Жидимина да Князя Ярослава Жингвеневича ...». Упоминаемый здесь Жидимин это тезка Великого Князя Гедемина, не имевшего сына по имени Корбут. Все упоминаемые в этом эпизоде исторические персонажи Славяне по той простой причине, что они воевали на стороне Руси против Литвы – это и Свидригайло, и Ярослав Жингвеневич и Корбут Жидимин-Гедемин.

3. С упоминаемым [Гельмольдом] Славянским Богом Святовитом («... Среди множества Славянских божеств главным является Святовит, бог земли райской ...») имеют этимологическое сходства:

— Великий Князь Литовский Витовт;

— Великий Князь Литовский Витень. Кроме корня –ВИТ здесь имеется окончание –ЕНЬ, признанное древнейшей Славянской фонемой, присущей только Славянским языкам: Гердень (двоюродный брат Миндовга), сбитень, плетень, вязень (узник), певень (петух), ливень, гребень, увалень, ёлупень и другая ерундень и хренотень. Аналогичные имена мы встречаем у Славян Ярослава Жингвеневича, отец Жингвень ([ВКЛ]: «... убили тогда брата Князя Корбута Жидимина да Князя Ярослава Жингвеневича ...») и Лонгвеня ([Князей]: «... в году 6919 [1411] родился Князь Логвень сын Ярослава на Копорье [Псковское Княжество], назван при крещении Федором ...». Аналогичные имена имеют Великий Князь Литовский Тройдень (с 1270 по 1282 годы), а также Тройдень 1-ый (ум. 1341) – Князь Черский и Сохачевский и Тройдень 2-ой (ум. 1427) – Князь Равский, Плоцкий, Сохачевский, Гостынинский, Плонский, Бельский и Виский (правнук Тройденя 1-ого), оба из рода Польских Пястов. А на чисто Беларуское происхождение имен собственных с окончанием на –ЕНЬ указывает большое чисто Беларуских слов (певень, вязень, ёлупень), а также система обозначения месяцев года – травень (июнь), липень (июль), жнивень (август), верасень (сентябрь);

— Мазовецкие Князья из рода Пястов: Земовит 1-ый (1228—1262), Земовит 2-ой (1283—1345), Земовит 3-ий (?—1381), Земовит 4-ый Куявский (1352—1426), Земовит 5-ый (1389—1442), Земовит 6-ой (1446—1462);

— Монтвид – сын Великого Князя Литовского Гедемина;

— «Великая Польская хроника» пишет, что «... Познаньский элект Петр и брат Вит из Ордена Проповедников, первый Епископ Литвинов, были посвящены в Епископы почтенным Гнезненским Архиепископом Пелкой ...». Посвящая Вита в сан, Польский Епископат стремился расширить влияние Польши на Литву. Но по требованию Миндовга, на которого оказывал давление Тевтонский Орден, Литовским Епископом в том же 1253 году стал Христиан, член этого Ордена. Упоминаемые в этом эпизоде Петр, Вит и Пелка были Поляками, среди этих трех имен только Петр является классическим Христианским, а Пелка и Вит (не путать с Виттом) – Славянскими.

Про этимологию старославянского корня ВИТ-ВИД, обозначающего «хозяина, владельца», мы подробно писали в разделе 15.1.1.2.

4. Описываемый [Гельмольдом] Князь Бодричей-Ободритов Готшалк («... плохие слухи доходят ежедневно до нас, а именно, что этот Князь Славянский, Готшалк, великое зло причиняет народу нашему и земле нашей [Саксонской] ...») и Великий Князь Литовский Войшелк, сын Миндовга. Под этим именем у того же [Гельмольда] мы встречаем и обыкновенного Христианского священника, посланного к Славянам и с огромной долей вероятности, являвшегося Славянином: «... И был там тогда случайно некий Готшалк, священник господень, приглашенный из Бардевика, чтобы при таком множестве народа совершить богослужение. Но это недолго составляло тайну для жреца язычников ... охваченный ужасом, языческий народ созвал множество торговцев и потребовал выдать священника, чтобы принести его своему Богу в качестве умилостивительной жертвы ...».

Дополнение 20

15.7.11. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Миграция Западных Полабских Славян под натиском Немецкой феодальной агрессии в 9-12 веках – историческая реальность, этой миграцией была обусловлена Славянизация этносов Восточной Европы.

2. Хронология изгнания Западных Полабских Славян совпадает с процессами Славянизации в Восточной Европе и хронологическими сведениями о Литве.

3. Неоспоримым достоверным летописным подтверждением миграции Западных Полабских Славян в Восточную Европу служит «Хроника Ливонии» Генриха Латвийского, описывающего Вендов-Венедов на территории современной Латвии.

4. Для Латвийской историографии факт миграции Полабских Славян на территорию современной Латвии – доказанный факт.

5. Миграция Вендов-Венедов в Латвию минуя территорию современной Летувы невозможна.

6. Латвийские Венды-Венеды:

— шли с запада на восток Европы вдоль берега Балтийского моря;

— были пришлым чужеродным народом по отношению к местным этносам;

— были развиты, два из трех крупнейших города Ливонии принадлежали им (Венден-Цесис и Виндава-Вентспилс), они имели в качестве фактической столицы город, который Орден Меченосцев сделал своей опорной резиденцией (Венден-Цесис);

— принимали Немецких крестоносцев намного ближе, чем местных жителей, так как были с ними знакомы ранее еще на Эльбе;

— колония Вендов-Венедов в Латвии была значительной, она прослеживалась по ходу всего повествования Генриха Латвийского и составляла по нашим оценкам 5-6 % от местного населения;

— основной маршрут Вендов-Венедов представляется следующим образом: 1149-1152 год Славия – 1155 год Курония – 1180 год в районе будущей Риги – 1200 Венден-Цесис и Виндава-Вентспилс.

7. Присутствие Вендов-Венедов в Латвии является прямым и бесспорным доказательством:

— существования Балтийского пути миграции Полабских Славян;

— массового «народного» характера этой миграции.

8. В Латвию могли придти Бодричи-Ободриты, только они могли именоваться Вендами-Венедами, которые двигались по уже ранее проложенному «Рюрикскому» пути торговой Славянской экспансии, по которому были славянизированы Новгород, Псков и Полоцк.

9. Реальность существования Неманского ответвления от общего Балтийского пути миграции Полабских Славян доказывается внешними высокодоверительными первоисточниками. Основная отличительная черта Неманского ответвления – массовость миграционных волн.

10. Описываемый различными хронистами в различных вариантах приход Литвы на земли современных Летувы и Беларуси, получивший общее название легенды о Палемоне, есть сохранившаяся в народной памяти, но искаженная до неузнаваемости реальная история прибытия на Неман и Вилию первой массовой миграционной волны 929 года Полабских Славян, бегущих от Немецкой феодальной экспансии, что определяется по:

— одинаковому смыслу легенды и Полабского исхода;

—  совпадению легендарных поколений с Полабским исходом;

—  созданию Литвы и расширению Литвы только на территории этнической Беларуси, то есть на территории Славян;

—  незнанию летописными поколениями Латыни и знанию только местного языка;

—  реальному числу беженцев Полабского исхода, описанному в легенде;

—  среднему значению смены поколений в легенде при расчете этого показателя с 929 года, то есть от начала первого массового исхода Полабских Славян, – он примерно равен оптимальным 27 годам;

—  естественной замене в легенде Священной Римской империи (Германское государство) на Великую Римскую Империю (Латинское государство);

— общностью языческих традиций;

— совпадением пути Палемона с путем Рюрика.

11. Легенда о Палемоне:

— верифицируется с помощью базовой человеческой логики. Она в том или ином виде вошла во все хрестоматийные конволютивные исторические труды по истории Литвы как истина с 1320 по 1740 годы. Как могли средневековые авторы допускать в свои труды заведомую ложь, неужели их не страшила справедливая критика? Совершенно очевидно, что они этой историей выражали общее стереотипное общественное и научное мнение своей эпохи. В свою очередь это мнение не могло быть взято просто из воздуха – для формирования общественного, а тем более, научного стереотипного штампа в таких грандиозных масштабах как приход целого народа нужны серьезные исторические основания. И эти исторические основания дошли до первых средневековых хронистов в том виде, в которых они их излагали, с постоянно накладывающимися изменениями, но с одинаковой сутью – с описанием исхода части целого народа.

— во всех своих интерпретациях имеет общий стержневой принцип: бегство части народа по берегу Балтийского моря с нахождением второй родины в Литве. Только этот принцип в легенде о Палемоне является истинным, остальные сведения ввиду многочисленных изменений и дополнений, с веками изменившие историю до неузнаваемости, справедливо должны быть признаны легендарными.

12. Общий путь миграции Западных Полабских Славян по данным исторических первоисточников следующий:

— общий для всех (начало пути Рюрика и Палемона) – восточный берег Лабы-Эльбы (современная Восточная Германия), Померания, Пруссия, Жемайтия;

— для Бодричей-Ободритов (конец пути Рюрика) – Жемайтия, Курония, Ливония, Новгород;

— для Вильцев-Лютичей-Велетов (конец пути Палемона) – Жемайтия, затем вверх по Неману в северные провинции Галицкой Руси.

13. Реконструкция общей картины исхода Вильцев-Лютичей-Велетов с Эльбы по Неманскому ответвлению (по пути Палемона) общего Балтийского миграционного пути Западных Полабских Славян такова:

— стихийная миграция, вызванная начавшимся Немецким наступлением Карла Великого, она же известна как торговая экспансия «из варягов в Греки», когда был проложен сам Балтийский маршрут и славянизированы Новгород, Псков и Полоцк – 8-9 век;

— первое массовое бегство Западных Полабских Славян по уже проложенному Неманскому ответвлению Балтийского миграционного пути, начавшееся в 929 году, когда и была создана Литва, ставшая известной в 1009 году;

— второе массовое бегство Полабских Славян по хорошо знакомому Неманскому ответвлению Балтийского миграционного пути, начавшееся в 1149 году, когда Литва становится мощнейшим государством.

 

15.8. ПОЛОЖЕНИЕ 8: ЛЕТОПИСНЫЕ ПОЛАБСКИЕ СЛАВЯНЕ

ПОМИМО ОБЩЕБАЛТСКИХ ПРИЗНАКОВ ИМЕЮТ

ОСОБЫЕ ПРИЗНАКИ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

Выявление тождеств и различий между этносами крайне важно в понимании принципов взаимоотношений и преемственности между этими этносами. Идентичность характеристик может очертить общность этносов, а различия в описаниях являются основными критериями, по которым хронистами эти этносы противопоставлялись.

15.8.1. ОБЩЕБАЛТСКИЕ ПРИЗНАКИ

15.8.1.1. ЯЗЫЧЕСТВО

[ГЕЛЬМОЛЬД] О ЗАПАДНЫХ ПОЛАБСКИХ СЛАВЯНАХ

У [Гельмольда] ярко выражено пренебрежение и презрение к тем Славянским племенам, которые «не почитают единого Господа», то есть не исповедуют Христианства. Среди Славян «... распространены были многочисленные заблуждения – почитание священных рощ, источников и прочие суеверия ...». Они рисуются как «... строптивый и развращенный род ...», живущий «... в великой и страшной пустыне ...» идолопоклонничества.

Система иерархии Славянских Богов по [Гельмонду]: «... злого Бога они на своем языке называют дьяволом, или Чернобогом, то есть черным Богом ... Среди множества Славянских Божеств главным является Святовит, Бог земли райской ... рядом с ним всех остальных они как бы полубогами почитают ...». Святовит – самый главный Славянский Бог: «... Святовит, бог земли Руянской, занял первое место среди всех божеств Славянских ... и все другие Славянские земли посылали сюда ежегодно приношения, почитая его Богом Богов. Король же находится у них в меньшем по сравнению со жрецом почете ...». Другие Славянские Боги: «... помимо рощ и божков, которыми изобиловали поля и селения, первыми и главными были Прове, бог Альденбургской земли, Жива, богиня Полабон, и Редегаст, бог земли Бодричей ...».

Принципы идолопоклонничества у Западных Славян: «... У Славян имеется много разных видов идолопоклонства. Ибо не все они придерживаются одних и тех же языческих обычаев. Одни прикрывают невообразимые изваяния своих идолов храмами, как, например, идол в Плуне, имя которому Подага. У других Божества населяют леса и рощи, как Прове, Бог Альденбургской [Старгардской] земли, – они не имеют никаких идолов. Многих Богов они вырезают с двумя, тремя и больше головами. Среди многообразных Божеств, которым они посвящают поля, леса, горести и радости, они признают и единого Бога, господствующего над другими в небесах, признают, что он, всемогущий, заботится лишь о делах небесных, они [другие Боги], повинуясь ему, выполняют возложенные на них обязанности, и что они от крови его происходят и каждый из них тем важнее, чем ближе он стоит к этому Богу Богов ...». Почитание Славянами своих святынь было абсолютным: «... Славяне питают к своим святыням такое уважение, что место, где расположен храм, не позволяют осквернять кровью даже во время войны ...».

Вместе с тем среди Славян были распространены Христианские имена: «... жителей диких и непросвещенных, не связанных с религией ничем, кроме того, что они носили имя Христиан ...».

Самым большим Славянским городом считалась «... Юмнета [Волина] ... действительно был самый большой город из всех имевшихся в Европе городов, населенный Славянами вперемешку с другими народами, Греками и варварами ... все [жители этого города] до самого его разрушения [в 1093 году] пребывали в языческом заблуждении ...».

[ПЕТР] О ПРУССАХ

[Петр] представляет нам Пруссию как совокупность «... языческих народов … не имевших понятия о Боге ...», погрязших в своих заблуждениях, «... ибо так закоснели они в пороках своих, что никакие здравые увещевания не могли увести их от заблуждения их неверия. Но одно было в них похвально и во многих отношениях привлекательно: хотя они были язычниками и поклонялись разным Богам, все же жили в мире с соседними Христианами и не мешали им почитать живого Бога и ни в чем не причиняли вреда ...». Почитание языческих Богов доходило у Пруссов до паранойи: «... одни не смеют ездить верхом на вороных конях, другие же – на белых или иной масти из-за Богов их ...».

«... В заблуждении своем они всю природу почитали вместо Бога, а именно солнце, луну и звезды, гром, птиц, также четвероногих, вплоть до жабы. Были у них также священные леса, поля и реки, так что они не смели в них рубить деревья, или пахать, или ловить рыбу. Было же посредине этого погрязшего в пороке народа, а именно в Надровии, одно место, называемое Ромов, ведущее название свое от Рима, в котором жил некто по имени Криве, кого они почитали, как Папу, ибо как господин Папа правит вселенской церковью Христиан, так и по его воле или повелению управлялись не только вышеупомянутые язычники, но и Литвины и прочие народы земли Ливонской ... Хранил он также по древнему обычаю негасимый огонь ...».

Во-первых, здесь усматривается тождество с предками как Беларусов, так и Летувисов, поклонявшихся живойту – змее. Во-вторых, самое распространенное толкование Славянского племени Кривичей сводится к языческому первосвященнику Криве-Кривейту (Кривичи находятся в Пинском районе Брестской области, Глубокском районе Витебской области, Зельвенском, Лидском и Ивьевском районах Гродненской области, Мядельском и Солигорском районах Минской области, Золочевском районе Львовской области, Ровненском районе Ровненской области, Великие Кривичи в Воложинском районе Минской области, Малые Кривичи в Воложинском районе Минской области).

«... После победы они приносили жертву своим Богам и от всего того, что досталось им победой, третью часть подносили упомянутому Криве, который это сжигал ...». В этом элементе мы находим почти полное тождество с обрядами и системой религиозных ценностей Западных Славян.

[ПЕТР] О ЛИТВИНАХ

Все Литвины и вся Литва по ходу повествования [Петра] представляются нам закоренелыми язычниками. Для краткости приведем только один пример, который наглядно демонстрирует, что Литвины и вся Литва в представлениях Петра была языческой: в 1323 году «... Литвины ... взяли шесть тысяч человек обоего пола [в Княжестве Добжиньском], одних убив, а других предали прискорбному уничтожению, уведя в вечный плен к своим язычникам ...». Особо подчеркнем, что упоминаний о каких-то Христианских элементах на территории Литвы в «Хронике земли Прусской» нет, и это касается и Гродно, и Новогрудка.

[ГЕНРИХ] О ЛИВАХ, ЛЭТТАХ, СЕМИГАЛАХ, ЭСТАХ, КУРШАХ

Лэтты «... по обычаю язычников скрепили его [военный союз], наступив на мечи ...». В 1212 году восставшие Ливы в осажденном замке «... воздали честь своим Богам по древнему обычаю, убивая животных; приносили им в жертву собак и козлов и бросали затем из замка, издеваясь над Христианами ...». В 1201 году Курши «... закрепили мир, по языческому обычаю, пролитием крови ...». Какой крови автор не уточняет – скорее всего, произошел акт смешения крови тех, кто подписывал этот мирный договор. В 1210 году «... враги говорили [слыша церковный колокол], что это Бог Христианский, который пожирает и истребляет их ...».

[ГЕНРИХ] О ЛИТВИНАХ

[Генрих] о Литвинах предоставляет мало сведений, однако из приводимых ниже цитат явно следует, что они были ярыми язычниками: «... Литвины, ненавистники Христиан ...», «... как против Литвинов, так и против других язычников ...», «... впредь не пускайте в ваш замок Литвинов, врагов Христианства ...».

[ГЕРМАН] О ЛИТВИНАХ

Логическая связка «язычники Литвины» (infidelium – неверные или poganos – язычники) встречается у [Германа] по всему тексту его хроники.

ГАЛИЦКО-ВОЛЫНСКАЯ ЛЕТОПИСЬ О ЛИТВЕ

В 1247 году «... Литва же не имела веры Михайловой ...», имеется ввиду, что Литва не имела веры Христианской, которую имел Михаил, предводитель Галицкого войска.

«... В год 6754 [1246]. В том же году приходила Литва и воевала около Пересыпницы, Айшевно Рушкович [имеется ввиду Литовский главнокомандующий – явный Славянин] ... Поганые же однако гордость имели в сердце своем ... Все же войны его избиты были, сам же Рушкович в малом числе убежал ...».

ВЕЛИКАЯ ПОЛЬСКАЯ ХРОНИКА О ПРУССАХ, ЯТВЯГАХ, ЛИТВИНАХ И ЖЕМАЙТАХ

Около 1320 года «... Конрад [Мазовецкий], домогаясь владений племянника и считая свое изгнание позором, часто водил Ятвягов, Сковитов [Скаловов], Пруссов, Литвинов, Жмудзинов, нанятых за деньги, на Сандомирские земли своего племянника, желая их разорить. Они тайно нападают на земли, подвергают их разграблению и опустошению ... Во время этого Конрада по его призыву, о чем мы говорили выше, языческий народ впервые начал опустошать Польское Королевство ...».

Дополнение 9

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ В ТРИНАДЦАТОЙ ЧАСТИ

 
В. Антипов

Минск, май 2013 год

dodontitikaka@mail.ru