ЭТО ПОДДЕРЖИВАЕМОЕ ЗЕРКАЛО САЙТА DODONTITIKAKA.NAROD.RU   -   NAROD.RU УМЕР

ТАК КАК СЕРВИС UCOZ ОЧЕНЬ ОГРАНИЧЕН, СТАТЬИ ПУБЛИКУЮТСЯ НА НЕСКОЛЬКИХ СТРАНИЦАХ

 
 

ЕДИНАЯ ТЕОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА ЛИТОВСКОГО:

ОТ СОЮЗА ЯЗЫЧЕСКИХ ПЛЕМЕН

К ЧИСТО СЛАВЯНСКОМУ ГОСУДАРСТВУ 

ЧАСТЬ 38

 

15.38.3. СРАВНЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ОБОСНОВАНИЙ

«СОВЕТСКАЯ» СИМВОЛИКА. Республика Беларусь является единственной страной бывшего социалистического лагеря, восстановившая «советскую» символику с небольшими изменениями. Современный флаг следует образцу флага БССР от 1951 года, из которого удалены Советские символы – серп, молот и звезда, а орнамент изображен красным на белом фоне (на флаге БССР орнамент был белым на красном фоне). Герб также полностью срисован с герба БССР последнего образца от 1981 года, в нем также отсутствуют серп, молот и звезда.

Историческое обоснование у «советской» символики чрезвычайно простое: в 1917 году народ взял власть в свои руки, совершился решающий шаг человечества на пути к социальной справедливости и всеобщему благоденствию, и этот шаг потребовал отказа от старых символов как пережитков прошлого и введения новых. В результате вся история развития многих народов была перечеркнута, а «исторические» наборы государственных символов запрещены как проявления национализма, экстремизма и шовинизма. Согласно этому определению «советская» символика олицетворяет собой ограниченное время нашей истории с 1919 по 1991 годы, что по мнению стран, отказавшихся от ее использования, является чрезвычайно убогим и ограниченным.

Так как исторической подоплеки у «новых советских» государственных символов еще меньше, чем для «классической советской», для Беларуского Лукашенковского флага и герба потребовалось создать их описание, и 21 декабря 1995 года был объявлен конкурс на лучший пояснительный текст к ним, завершившийся в 1996 году. Этот факт свидетельствует, что историческое обоснование у «новой советской» государственной символики Беларуси отсутствует совсем – это выдумки конца 20 века.

«ИСТОРИЧЕСКАЯ» СИМВОЛИКА. А теперь сравним бедность и однобокость «новой советской» символики с богатством и разнообразием обоснований «исторического» набора Беларуских государственных символов.

1441 год. В Мусульманской рукописной книге «Аль-Китаб» (учебник грамматики Арабского языка) из коллекции И. Луцевича (1881-1919) рассказывалось о том, что Татары Тоштамыша, сражавшихся в Грюнвальдской битве на стороне ВКЛ, использовали бело-красно-белое знамя, на красной полосе которого были нашиты белые звезда и полумесяц. Хотя эта рукописная книга не сохранилась, однако имя и имидж Ивана Луцевича не позволяют заподозрить фальсификацию. Скорее всего, она действительно была утеряна в ходе событий, последовавших после Октябрьской революции 1917 года.

1444 год. На гравюре «Битва под Варной» из «Хроники всего мира» Мартина Бельского (1495-1575) четко видно, что войска ВКЛ в первой половине 15 века выступали под флагом с красным крестом на белом полотнище.

Около 1520 года. Полотно «Битва под Оршей 8 сентября 1514 года», созданное одним из участников этого сражения, хранящееся в Варшавском Национальном музее, показывает кавалерию ВКЛ под флагом Святого Георгия – красный крест на белом фоне.

16 век. В ВКЛ появляется дворянский герб «Котвич», в котором присутствует геральдический символ «красный пояс в серебряном поле» – четкий прототип бело-красно-белого флага. Этот герб в 1281 году перенесен в Польшу из Австрии, в ВКЛ начиная с 16 века им пользовались около 70 родов (Ленкевичи, Мучинские, Толкачи, Херничеки и многие другие).

1605 год. После Люблинской унии 1569 года делались попытки создать общий флаг для Речи Посполитой – объединенных Королевства Польского и Великого Княжества Литовского. В 1605 году Король Польский и Великий Князь Литовский Сигизмунд 3-ий Ваза начал использовать трехполосный красно-бело-красный флаг, а чуть позже появился бело-красно-бело-красный флаг.

16-18 века. Татары ВКЛ выставляли войска под собственным бело-красно-белым флагом с изображением в центре полумесяца и звезды.

1776-1783 годы. Сохранившийся ротный флаг гусарской хоругви ВКЛ имеет пять полос: бело-красно-бело-красно-белую.

1781 год. Появился герб Витебска: «погоня» на красно-бело-коасно-бело-красном фоне.

1812 год. 19-ый уланский полк, набиравшийся из Ошмянского, Трокского, Ковенского, Гродненского, Лидского, Новогрудского, Слонимского и Волковысского уездов, имел красно-бело-красно-белый флаг.

1824-1825 годы. Головные уборы Гродненского гусарского полка имели четкие отличительные бело-красно-белые цветовые элементы.

1840 год. Утвержденный герб Витебской губернии аналогичен гербу города Витебска.

1863 год. Во время восстания Кастуся Калиновского 1863-1864 годов повстанцы пользовались отличительными значками треугольной формы, на котором на белом фоне проведена красная полоса.

Цвета Христианства. Процитируем послесловие доктора исторических наук, профессора А. Грицкевича к репринтному изданию 1993 года книги 1910 года В. Ластовского «Короткая история Беларуси»: «... В книге помещены и два портрета церковных деятелей – Православного Киевского Митрополита Иосифа Солтана (умер в 1522 г.), Полоцкого Православного Архиепископа Мелетия Смотрицкого (1572-1630 гг.). Солтан был главой Православной церкви в Великом Княжестве Литовском с резиденциями в Вильне и Новогрудке (Киевский Митрополит – это титул). Одеяние обоих иерархов Православной церкви украшено бело-красно-белыми полосами. Эти цвета на церковном одеянии Православных и Униатских Митрополитов, Архиепископов и Епископов означают их миссию, выражаемую в символике крови Иисуса Христа на чистой душе человека. Бело-красно-белые полосы носят и теперь иерархи Православной церкви. Эти цвета есть и на портретах церковных иерархов в художественном музее в Вильнюсе. Они совпадают с историческими цветами Беларуской национальной одежды, а также с цветами боевых стягов Беларуско-Литовского войска в 16-18 веках и Беларуского гусарского полка в Русской армии в конце 18 – начале 19 века, и с государственным Беларуским флагом ...». Таким образом, бело-красно-белые цвета были свойственны нашим Христианским иерархам, что также чрезвычайно важно для осознания исторической обусловленности именно этого флага.

Кроме реальных исторических дат мы имеем устоявшееся мнение, что красный и белый цвета являются не только общеславянскими цветами, но наиболее полно отражают Беларускую национальную культуру. На это указывает даже «новый советский» флаг, вот эпизод из его официального описания: «... на государственном флаге орнамент красного цвета размещен на белом фоне. Такое сочетание соответствует традициям Белорус­ского орнаментального искусства, в котором, как правило, на белую основу наносится цветной (чаще всего красный) узор ...».

Современный Беларуский поэт С. Соколов-Воюш в своей песне «Князь» описывает, как во время битвы некий «стольный князь» был ранен в голову, но снял белую повязку с красной полосой крови и повел под этим импровизированным знаменем свое войско в атаку на врагов. И хотя в Беларуском народном фольклоре подобная легенда отсутствует, эта новейшая баллада оказалась настолько хороша, что ее одобряют все сторонники «исторической» государственной символики.

Но самым важным с исторической точки зрения является герб «Погоня», который прослеживается как минимум с 1295 года. Именно герб «Погоня», пройдя с нами всю историю, является исторически обусловленным символом нашего суверенитета, наиболее полно отражает наш исторический путь, наше многовековое существование в своих суверенных государствах Великом Княжестве Литовском и Беларуси. Насчитывая более 700 лет своего употребления, «Погоня» проскакала с нами через все этапы развития нашей нации и государства: становления, укрепления, расцвета, упадка, оккупации с последующей ликвидацией, и, наконец, новейшего возрождения. Герб «Погоня» это естественный знак равенства между летописным Великим Княжеством Литовским и современной Беларусью, это историческая преемственность всех поколений наших предков, это очевидное историческое обоснование нашего современного суверенитета. Что значит по сравнению с ней «советский веночек»?

15.38.4. СРАВНЕНИЕ С СОСЕДНИМИ «ИСТОРИЧЕСКИМИ» ФЛАГАМИ

В этом разделе мы покажем, что Беларуский «исторический» флаг на фоне аналогичных «исторических» соседей выглядит не только не хуже, но в некоторых аспектах даже лучше, чище и прекраснее.

ЛАТВИЯ. В «Ливонской рифмованной хронике» под 1279 годом упоминается знамя отряда из ста Латгальских ополченцев замка Венден (современный Латышский Цесис) как красное с белой полосой. Во время Латышского национального возрождения около 1870 года несколько студентов из братства «младолатышей» (группа молодежи, поставивших себе целью пробуждение Латышского национального самосознания в условиях семисотлетнего притеснения Латышей Немецким дворянством) положило начало мнению, что упомянутый красно-бело-красный флаг есть действительно Латышский «исторический» флаг.

Однако в оригинале «Ливонской рифмованной хроники» четко сказано, что этот красно-бело-красный флаг хотя и несли Латгальские воины, но он был «согласно Вендского обычая – hiute nach wendichen siten». А это уточнение дает все основания приписать красно-бело-красный флаг вовсе не предкам современных Латышей Латгалам, а Западным Полабским Славянам Вендам-Венедам (смотри раздел 15.7.5). И в итоге происхождение «исторического» флага Латвии должно быть записано примерно так: изначально красно-бело-красный флаг являлся «историческим» флагом Западных Полабских Славян Вендов-Венедов, которые в результате вынужденной миграции осели в районе средневекового замка Венден (современный Цесис), названного по их имени, а местные Латгалы его ... украли или позаимствовали, как кому больше нравиться. Картину с «историческим» Латышским флагом окончательно портят факты полного сходства с флагами Австрийской Империи (согласно легенде появился в самом конце 12 века) и Польского Короля и Великого Князя Литовского Сигизмунда 3-его Вазы (последние годы 16 века).

ЭСТОНИЯ. Во время Эстонского национального возрождения в сентябре 1881 в Дерптском (Тартуском) университете на учредительном собрании первой Эстонской национальной студенческой корпорации «Вирония» были установлены цвета создаваемого студенческого братства, на основании которых в феврале 1918 года и был создан современный сине-черно-белый флаг Эстонии. Но упомянутые студенты выбрали именно эти цвета вовсе не с потолка – именно в таких цветах был выполнен утвержденный Царем Николаем 1-ым фирменный мундир Тартуского университета, то есть мундир этих самых студентов. В итоге получаем, что «исторический» государственный флаг Эстонии состоит из цветов ... выбранных и утвержденных для Эстонии Российскими оккупантами.

ЛЕТУВА. Он был сформирован в 1918 году специально созданной для этих целей комиссией, в которую входили общественный деятель Йонас Басанавичус (Иван Юрьевич Басанович), художник Антонас Жмуйдзинавичус (Антон Жмуйдзинович) и археолог, краевед, художник Тадас Даугирдас (Тадеуш Даугерд). Й. Басанавичюс предложил использовать цвета, чаще других встречавшихся в Летувском народном текстиле, согласно этому А. Жмуйдзинавичус создал первый проект, состоящий из двух полос – красной и зеленой. По предложению Т. Даугирдаса была введена полоса желтого цвета, символизирующего зарю. Таким образом, Летувский «исторический» государственный флаг даже по официальной Летувской версии не имеет под собой никакого исторического обоснования, он только на две трети состоит из национальных Летувских цветов (красного и зеленого), а на одну треть (желтый) вообще выдуман.

РОССИЯ. Флаг образовался при Алексее Михайловиче в 1667-1669 годах по образу и подобию флага Нидерландов. Из довольно запутанной истории с постройкой первого Российского военного корабля «Орел» в 1668 году следует, что Голландский купец Бутлер спросил Алексея Михайловича цвета для флага этого корабля, так как «... которого государства корабль, того государства бывает знамя ...». Но ... Алексей Михайлович и его Дворцовый Приказ понятия не имели, что делать в такой ситуации и Царь «... приказал спросить его, Бутлера, какой есть на то обычай в его стране ...». Бутлер рассказал, что Нидерландский флаг представляет собой полотнище, состоящее из трех горизонтальных полос равной ширины: красной, белой и синей. В результате этого доклада была составлена «Роспись, что еще надобно к корабельному строению, опричь того, что ныне куплено за морем», которая свидетельствует, что для флагов была закуплена алая, белая и синяя материя, как будто бы для флага Нидерландов.

И хотя последовательность расположения полос на корабле «Орел» точно неизвестна, с уверенностью можно предположить, что она была аналогична современному, так как в 1693 году такое знамя поднял сын Алексея Михайловича Петр 1-ый. Таким образом, современный «исторический» Российский флаг есть не что иное, как плагиат с Голландского флага.

УКРАИНА. Согласно труда «Грюнвальдская битва» Я. Длугоша, участвовавшая в этой битве Львовская хоругвь сражалась под флагом, на которой был изображен «желтый лев, восходящий как бы на скалу, на лазурном [голубом] поле». Однако Львов это далеко не все земли современной Украины. Считается, что желто-голубые тона стали употребляться только во времена Российской Империи на полковых и сотенных знаменах войска Запорожского с 1755 по 1764 годы. Впервые четкий аналог «исторического» флага Украины встречается на знамени, пожалованном в 1803 году Черноморскому казачьему войску Императором Александром. Злые языки от историков утверждают, что во время Северной войны казаки гетмана Мазепы, сражавшиеся на стороне Шведов, чтобы отличаться от казаков гетмана Скоропадского, сражавшегося на стороне Москвы, по образу Шведского флага делали себе желто-голубые околыши на папахах. Таким образом, и у наших южных соседей «исторический» государственный флаг фактически сформировался под прямым влиянием Российских оккупантов.

В КАЧЕСТВЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ. Конечно, говорить о древности Беларуского «исторического» флага нельзя, но можно говорить о древности использования нашими предками именно этих цветов. В отличие от Республики Летува или Эстонии, древние Беларусы использовали эти цвета еще минимум со времен Грюнвальдской и Оршанской битвы. Поэтому если поставить вопрос ребром – какой из описанных флагов был случайным – именно бело-красно-белый является наименее случайным и наиболее исторически обусловленным. При такой постановке вопроса наши цвета более ценны, чем действительно случайные цвета, избранные в 19 или даже начале 20 века, так как в них заключен реальный пласт Беларуской истории. Даже последователи «советской» государственной символики подтверждают, что национальную Беларускую историю наиболее полно отражают не просто белые и красные цвета, а именно наложение красного цвета на белый. Так, на нынешнем «советском» государственном флаге «... орнамент выполнен красным цветом на белом фоне, так как такое сочетание больше соответствует Белорусскому орнаментальному искусству, в котором на белую основу наносятся цветные узоры ...».

15.38.5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Цитата из одного методического пособия, обосновывающего «советскую» государственную символику: «... Государственный герб, Государственный флаг отражают историю происхождения государства, его структуру, национальные и иные традиции, особенности экономики, природы. В каждом элементе государственной символики нашей страны заложен глубочайший смысл. Государственные символы оказывают особенно благотворное влияние на эмоции, связанные с гражданским, правовым и нравст­венным самосознанием ...». А теперь ответим – так какой набор государственных символов, «советский» или «исторический», наиболее полно отвечает этим критериям? Мы убеждены, что отношение к «советским» или «историческим» государственным символам можно использовать в качестве простейшего теста на умственную полноценность. Мы не можем себе представить, что умственно полноценный Беларус в качестве государственных может выбрать «советские» символы, под которыми:

— было репрессировано около 900 тысяч человек и еще около 400 тысяч сослано в Сибирь, а народ споили так, что он в 2012 году занял первое место в мире по потреблению алкоголя на душу населения;

— подразумевается античеловеческая политика диктатуры пролетариата, продразверстки, раскулачивания, физического истребления инакомыслия, прежде всего шляхты и интеллигенции, то есть социальной прослойки, отвечающей за создание и сохранение национальной истории и культуры;

— нас гнали как скот на многочисленные имперские войны, у нас не было ни минуты ни малейших признаков независимости, а за нас все решали наши Московские кукловоды-коневоды;

— подразумевается откровенный многолетний коллаборационизм с захватчиками правящей советской элиты в условиях отсутствия настоящей демократии, а народ ни минуты не управлял своей же собственной страной;

— понимается «ярлык на Княжение» в бесправной колонии, выданный коллаборационистам – выходцам из нашей собственной среды;

— видится физический носитель нашей зависимости, наше согласие быть и в дальнейшем зависимой от Москвы страной, быть и в будущем ущербным «младшим братом»;

— проявляется ограниченная во времени и в целях национальная идея, заключающаяся в интеграции не с Европой, а со своим вчерашним оккупантом, навязавшим нам эту «советскую» символику;

— фактически запрещена национальная история, так как она не вписывается в национальную идею советского периода, что само по себе вырабатывает комплекс неполноценности и униженное самосознание человека;

— виден путь назад к пустым лозунгам и пустым прилавкам, к обманутым ожиданиям, к прожиточному минимуму в виде колбасы за 2-10 и водки за 4-70 при максимуме красивых речей о «благосостоянии советского народа», к зомбированию народных масс нежизнеспособными идеями;

— просматривается и указатель в прошлое, и отсутствие каких-либо серьезных перспектив, и роспись в нашей неполноценности, и неспособность видеть не прошлое, а будущее, и примитивизм с ограниченностью наших целей, сводящихся к минимальным потребностям «толька шкварка, ды чарка, ды патрыманая свинамарка»;

— процветала тотальная коррупция, именуемая блатом, и тотальный дефицит с актуальнейшим вопросом: «Сеня, а ты кока-колу пробовал?».

Все перечисленные свойства у «исторической» символики диаметрально противоположные и наделены куда более высоким идейным смыслом во всех аспектах, как духовных, так и социальных. Так как же охарактеризовать тех, кто способен отказаться от «исторической» государственной символики в пользу вот такой вот «советской»?

15.38.6. НАШЕ УТОЧНЕНИЕ «ИСТОРИЧЕСКИХ» ФЛАГОВ

Приведенные в разделе 15.38.3 исторические факты свидетельствуют, что возможно два варианта государственного «исторического» флага: бело-красно-белый с равноширокими полосами («триколор») и красный крест на белом фоне, в котором горизонтальная красная линия расположена по центру, а вертикальная смещена к древку в соотношении 1/3 к 2/3 («крест»). Но из тех же исторических примеров очевидно, что флаг «крест» использовался в чисто военных целях. На этом основании мы предполагаем, что с исторической точки зрения совершенно оправдано в качестве государственного использовать именно «триколор». Но и «крест», который является по настоящему древним и «историческим», полностью отбрасывать ни в коем случае не стоит. Если так уж случилось что наш красно-белый «крест» реял над войсками, то пусть в настоящее время он также развивается над нашими вооруженными силами, пусть именно исторически обусловленный «крест» заменит выдумки советских военных художников, придумавших с потолка символику вооруженных сил СССР. При этом естественно предположить, что для всех вооруженных сил на перекрестие «креста» следует накладывать герб «Погоню», а по видам войск – символ этих войск (танк, пушка, парашют и так далее).

 

15.39. ПОЛОЖЕНИЕ 39: ЛЕТОПИСНЫЕ «ЛИТВИНЫ ИЗ ЖЕМАЙТИИ»

СО ВРЕМЕНЕМ ТРАНСФОРМИРОВАЛИСЬ В «СЛАВЯН ИЗ ЖЕМАЙТИИ»

Еще раз вернемся к вопросу: кто такие неоднократно упоминаемые средневековыми летописцами «Литвины из Жемайтии»? Например, [Герман] докладывает, что «... в 1332 году тот же магистр предпринял поход в землю неверных Самаитов до дворов Мазейки и Виндейки [Sameithorum – Жемайтов]...», а «... в том же 1333 году после Сретения [2 февраля], Ливонские братья вместе с Прусскими боевыми силами двумя отрядами двинулись в землю Самеитов [Sameythen – Жемайтов], которую они опустошили грабежом и огнем, обратив в бегство Литвинов [Letwinis fugientibus – Литвины убежали] ...». Он же повествует, что «... в 1348 году магистр Госвин Герке совершил поход против Литвинов в Жемайтии к волости Гедегиннен, называемую теперь Буссике ...». [Петр] упоминает, что зимой 1315 года «... Литвины из Жемайтии со всей силой войска своего незаметно и неожиданно пришли к замку Раганита ...», а 12 марта 1323 года «... Литвины из Жемайтии с войском своим взяли град Мемель ...».

Мы уже неоднократно упоминали, что из выражения «Литвин из Жемайтии» вытекает, что Литвины и Жемайты это разные этносы, при этом Жемайтия для Жемайтов была родной, а для Литвинов – чужой. В данном разделе мы попытаемся дать ответ на этот же вопрос, поставленный иначе: в кого со временем превратились те самые летописные «Литвины из Жемайтии» – в Летувисов Летувы или Беларусов Беларуси?

15.39.1. ОТВЕТ ЛЕТУВСКИХ ИСТОРИКОВ

На поставленный вопрос Летувская сторона отвечает так. «Гудавичус Э. История Литвы. Том 1. С древнейших времен до 1569 года. Москва, фонд имени И. Д. Сытина, 2005» на стр. 80 читаем: «... выдвинулись видные даровитые Литовские полководцы: Сурминас – в низовьях Немана, Сударгас – в Жемайтии ...». В оригинале же у [Петра] мы не встречаем никаких Сурминасов и Сударгасов, он пишет про «Литвинов из Жемайтии» Сурмина и Сударга. В 1313 году «... Король Литвинов ... послал знатного и воинственного человека Сурмина с сотней кораблей, на которых было более 600 человек и сто коней ...». В 1301 году «... один Литвин по имени Драйко, житель замка Оукайм [в Жемайтии], печалясь, что так долго находится в заблуждении дьявольского обмана, и, желая, отринув почитание идолов, начать служение Богу живому и истинному, тайно послал сына своего Пинно к брату Вольраду, комтуру Раганиты ... Вот почему при приближении войска братьев он незаметно открыл ворота замка, братья, войдя, убили всех, кроме одного, а именно сына Сударга, который был тяжело ранен ...».

Очевидно, что для Э. Гудавичуса «Литвины из Жемайтии» Сударг и Сурмин это никто иные, как предки современных Летувисов. Он фальсифицирует их оригинальные имена и маркирует их историческим Летувским формантом суффиксов и окончаний, превращая их в мифических Сурминаса и Сударгаса. Но почему же они изначально не были Сурминасом и Сударгасом, а превратились в них только в фантазиях Летувских историков? И почему нет ответа, откуда взялась многочисленная Славянская шляхта, владевшая в средние века многочисленными имениями в Жемайтии (смотри пример ниже)?

15.39.2. НАШ ОТВЕТ

[Петром] упоминаются многие имена «Литвинов тз Жемайтии»: Сурмин, Сударг, Пелусе, Нода, Иесбуто, Драйко, Пинно, Свиртил, Спудо, Склодо, Масин и другие. Никаких Сурминаса, Сударгаса, Пелусиса, Нодиса, Иесбутиса, Драйкиса, Пиннойтиса, Свиртиласа, Склодиса и Масинаса [Петр] не знал, на основании чего мы вправе заключить, что их в природе никогда не существовало. А если [Петр] из своей кельи в Кенигсберге различал Литвина от Жемайта, а мы сейчас не отличим Аукштайта от Жемайта, то Литвин во времена [Петра] точно не принадлежал к племени Летувисов. Все эти имена сейчас принято относить к Балтским языческим, которыми пользовались представители многих этносов.

Мы попытались сделать хронологический анализ изменений встречаемых в исторических документах имен собственных чтобы установить, в кого со временем превратились те самые летописные «Литвины из Жемайтии». Со времен [Петра], первым в истории поведавшим имена летописных «Литвинов из Жемайтии», произошла дивергенция этносов, приведшая к образованию двух наций – Летувисов Летувы и Беларусов Беларуси с четкими различиями между ними. Поэтому генеральная линия наших рассуждений должна лежать в следующих границах: летописные «Литвины из Жемайтии» Сурмин и Сударг должны были превратиться либо в Сурминаса и Сударгаса (Сурминойтиса и Сударгойтиса), либо в Сурминовича и Сударговича (Сурминовского и Сударговского). Также за базовую следует принять мысль о том, что летописные «Литвины из Жемайтии» растворились в одном из местных этносов – в восточнобалтском Летувском или западнобалтском Беларуском. Так как Беларусы и Летувисы с ходом истории сформировали свои форманты суффиксов и окончаний, по этим характерным признакам нам будет легко отсортировать их друг от друга.

Далее цитаты из «Акты издаваемые Виленской археографической комиссией. Том 14. Инвентари имений 16-ого столетия. Вильна. Типография А. Г. Сыркина, Большая улица, собственный дом  88. 1888.». Стр. 5, 17 июля 1596 г. «... Инвентарь имения Титовян, в земле Жомойтской, принадлежавшего Ивану Юрьевичу Глебовичу ...».

РЕМАРКА. Во-первых, это имение мы выбрали в качестве примера потому, что именно в этих землях выделял «Литвинов из Жемайтии» [Герман] в середине 14 века, то есть именно здесь, в Жемайтии, и должны быть потомки упоминаемых им Литвинов и Жемайтов. Во-вторых, все описываемые в деле населенные пункты расположены в современной Аукштайтии, но в деле проходят как «именье Титовянское, лежачое в земли Жомойтской». В-третьих, заметим в очередной раз, что владел имением очевидный Славянин, что видно по характерному форманту суффиксов и окончаний.

Стр. 5, ЖЕМАЙТЫ КРЕСТЬЯНЕ. «... Люди тяглые того именья Титовянского ... Юшко Ейтминайти а Евнюль, соха, кляча одна. Даютъ посади грошей 10 ... Мац Вошайтев зять, волов соха, кляч 2, а потужник его Андрей, ничого не мает, дают посади грошей 10 ... Сутко а Петраш Мойкайти, волов соха, кляч двое, а потужник Янели, не мает ничого, дают посади грошей 10 ... Кедминъ Станайтис Кивайтя, волов соха а кляча, подачки дает посади грошей 10 ... Нарвил Барвонайтис, волов соха а кляча ... Петр Дойлида з братом Юхном, волов три сохи, кляч 4, подачок жадных не дает ... Вилейко Юшкайти, воловъ соха, кляча ... Стан Курший з братом Петрашом а Урбаном ... Нарко Юшкайти з сынми Миколаем, Матеем ... Юхно а Товтвил Павилайти ... Петр Кглашайтис и з братом Минюсом а Мицом ... Нарвилъ Енайти, Курш з братом Юрком ... Януш Микитайтис и з сыном Грегором ... Евнюль Минайтис з братом Кгедмином, волов сох 2, кляч 4 ... Монтвил Можайтис и з братаничи Станком а Юх­ном, воловъ сох 2, кляч 3 ... Евнис Войткайтис и з братьею Шимком а Янком, воловъ сохъ 2, кляч 4 ... Бенюш Яншайти, воловъ соха, кляча 1 ... Янкуль Пикурнайта и з братьею Кгедем, Куйчем а Венцком, волов сох 3, кляч 7 ... Кгийвил Янкайтис и з сыном Янушом, волов соха, кляч 2 ... Янкуль Юркайтис и з братом Войтком, волов сох 2, кляч 2 ...» и так далее.

РЕМАРКА. Это центральная усадьба имения, сплошь заселенное в самом конце 16 века Жемайтами, чьи имена аналогичны Славянским: Сутко, Юхно-Юшко, Януш, Петр-Петраш, Шимко, Янко, Грегор, Стан-Станко, Нарко, Вилейко. Совершенно очевидно, что фамилии упомянутых в данном примере Летувисов отличны от аналогичных Славянских только характерным формантом суффиксов и окончаний: Янкайтис – Янкович, Юркайтис – Юркович, Можайтис – Можевич, Войткайтис – Войткович, Глашайтис – Глашевич, Юшкайти – Юшкевич, Курший – Куршевич, Станайтис – Станевич, Барвонайтис – Бервенович, Павилайти – Павелович.

Стр. 11, СЛАВЯНЕ КРЕСТЬЯНЕ. «... Село Войборовичи ... Данники, прислухаючие к тому двору Сольшницкому ... Степан Шишка, дым, волов соха; Тимофей Шишчич, дым, волов соха; Микита Иконович, дым, волов соха; Алсей Апанасович, дым, волов соха; Гришко Алексеевич, дым, волов соха; Терешко Бородчин, дым, волов соха; Гришко Нестеревич дым, волов coxa; 3axapий Яцкович, дым, волов соха; Иван Сенкович, дым, вол 1; Акатей Хомич, дым, вол 1; Лаврин Прихожий дым, вол 1; Грихшо Медведко, дым, вол 1; Яков Горельчиц, дым, вол 1; Иван Дубонос, дым, вол 1; Прокоп Литвинович, дым, вол 1; Микита Жакович, дым, ничого не мает; Андрей Гулик, дым, волов соха; Михно Юзлинда, дым, вол 1; Степан Лорья, дым, вол 1; Мелешко Короевич, дым, вол 1. Сума тых данников Войборицких дымов 20, всих сох воловых 14 ...».

РЕМАРКА. Это одно из отдаленных сел, заселенное в большинстве своем Славянами. Но есть и Жемайты.

Стр. 6. СЛАВЯНЕ ГОРОЖАНЕ. «... Мещане Сольшницкие, которые от двора у мили живут у Великих Сольшниках, при костеле светого Миколая, тые мещане на тую часть мають бытии. Матей Борискович от меду, от пива, от горелки капщизны дает три копы грошей. Матей Жиделис от меду, от пива, от горелки капщизны дает три копы грошей. Щасная Катерина от пива капщизны дает копу грошей. Енель Чупрус от пива капщизны дает копу грошей. Матей Мотневич от пива капщизны дает копу грошей. Блажей Ловсиневич корчмы не держит. Яновая Полубочковая от пива капщизны дает копу грошей. Мосич Дутка от пива капщизны дает копу грошей. Миколай Катович от пива капщизны дает копу грошей. Юц Ставич от пива капщизны дает копу грошей. Тых мещан домов 10 ...». Стр. 19. «... Именье Ятвеск. Toe именье Ятвеск з будованьем хором, с пашнею и з сеножатьми дворными, и с гаи, з лесы, з челедью невольною и з мещаны и з людьми тяглыми и со всим яко се в собе мает, на одну часть мает зостати, противку дворцу Вольм и данником Деревянским. Мещане Ятвеские Болдевая вдова, Войт Дорон, Бортко Плокевич, Стась Петрович, Микита Борздило пиво держит, капщизны дает 30 грошей, Казей Богдевич, Ловцус Мацкевич, Янко Нагорник, Богдан Мишкевич, Якуб Сенкевич, Адам Редевич. С тых мещан капщизны 30 грошей. А иные мещане капщизны не дают, бо пива николи не держат. Мещане и огородники, которые там же подле местечка живут ... Сологуб ... Жучко, Мартин Лопич. Микита прихожий чоловек. Повинность тых мещан и огородников лет на неделю по два дни служат, а подачок жадных не дают. Корчму дворную на местечку пан Ян Комаевский накладом своим новозбудовал. Люди тяглые Бортко Плоскевич ... Тинед Матфеевич ... Мишка Бельцович ... Ян Кгинатович ... Янко Сологубович ... Сех Сенкович ... Тимош Сехович ... Якуб Жорновтич ... Миколай Любейкович ... Януш Лгобейкович ... Петрель Рымкевич ... Карп Богданович ... Желей Сакович ... Явсей Богданович ... Малей Богданович ... Абрам Оношкевич ... Андрей Оношкевич ... Мицко Енцевич ... Бакун Скрели ... Кондрат Борисович ... Стасюк Жарновтин ... Петрик Неводник ...».

РЕМАРКА. Среди горожан  и «огородников» (обрабатывающих небольшие земли на окраине) тоже большинство Славян, но есть и Жемайты.

Стр. 17. ЖЕМАЙТЫ БОЯРЕ ПУТНЫЕ. «... Бояре путные того двора Титовянского. 1 служба, дымы: Венцко Еминтайти не мает ничого; Ян, Станислав, Павел Лавринайти, волов 2 сохи, кляч 5, посади 10 грошей, жита бочку дают. 2 служба, дым 1: Мартин Минушайти, вол 1, посади грошей 10, жита бочку дает. 3 служба, дым 1: Миколай а Матей Янайти, ничого не мают; посади грошей 10, жита бочку дают. 4 служба, дымы 2: Станислав а Мартин Анарайтепичи Стирбы, волов 2 сохи, кляч 4, посади 10 грошей, куницы 10 грошей, жита бочку дают. Тых бояр путных служоб 4, дымов 7 ...».

Стр. 20. СЛАВЯНЕ БОЯРЕ ПУТНЫЕ. «... Бояре путные тогож двора Ятвеского Гаврило Степанович ... Матей Рабчикович ... Януль Рабчикович ... Матей Бельчич ... Бортко Ромейкович ... Якуб Белицкий ... Янчик Матеевич ... Бакун Климович ... Петраш Климович ... Лаврин а Миколай Якубовичи ... Петр Борздилович ..,».

РЕМАРКА, Среди путных дворян также легко отличить Жемайта от Славянина.

Стр. 17. БОЯРЕ ШЛЯХТА. «... Бояре шляхта двора Титовянского, которые люди свои мают. Лаврин Сташкович, што понял Матеевую кухмистровую. Люди его: Амонко Довмонович з суседом Нарушом а Урбаном Койлевичом, служба, дымы 3 ... Рымко, Юхно, Бутко Оборайти служба сохи, клячъ 3 ...  Тых людей 2 служба, дымов 4 ...». Стр. 18. «... Сташковая вдова Марина и з сыном Михалом. Люди ее: Варук Ясманкайти ... Янелис Ависвар ... Януш Адамайти, з ним суседи Римко а Юхно ... Роман Якубович Квятковский, конь. Люди его: Янус и з братом своим Мажулем, а Петрашом, а Бенюшом ... Можвайтис а Оврамко, Бетко Румшакис ... Высмин Паюскимайти а з сынми Яном и Бенюшом ... Ян а Моркгель ... Люди Сметанич. Юркгелис Юркгужайтис а Стас ... Борткель Яцайтис ... Монтвил ...».

РЕМАРКА, Среди настоящей шляхты Жемайтов в самом конце 16 века в имении Титовлянском было не более 20 %.

Таким образом, по характерным исторически сложившимся национальным формантам суффиксов и окончаний мы определяем два этноса в имении Титовляны, расположенного в центральной Аукштайтии, которую в конце 16 века общепринято считали «Жомойтской землей». Аналогичное положение дел отмечалось и в других регионах Жемайтии (смотри раздел 15.5). Иными словами, в конце 16 века в Жемайтии жили как «Жемайты из Жемайтии» с окнчаниями –ИС –АС, так и «Славяне из Жемайтии» с окончаниями –ВИЧ –СКИЙ. А теперь сопоставим этот факт с тем, что и в 13-14 веках хронисты также отмечали два различных этноса – «Литвинов из Жемайтии» и «Жемайтов из Жемайтии». После такого сравнения мы не можем не придти к выводу, что в период с 13 по конец 16 века «Жемайты из Жемайтии» так и остались «Жемайтами из Жемайтии», а «Литвины из Жемайтии» превратились в «Славян из Жемайтии». Именно на такое развитие событий указывает факт доминирующего положения в Жемайтии как «Литвинов из Жемайтии», так и «Славян из Жемайтии»: в 13-14 веках Жемайтскими замками управляли Литвины, а в конце 16 века Жемайтскими землями владела Славянская шляхта.

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ В ТРИДЦАТЬ ДЕВЯТОЙ ЧАСТИ

 

В. Антипов

Минск, февраль 2015 год

dodontitikaka@mail.ru