ЭТО ПОДДЕРЖИВАЕМОЕ ЗЕРКАЛО САЙТА DODONTITIKAKA.NAROD.RU   -   NAROD.RU УМЕР

ТАК КАК СЕРВИС UCOZ ОЧЕНЬ ОГРАНИЧЕН, СТАТЬИ ПУБЛИКУЮТСЯ НА НЕСКОЛЬКИХ СТРАНИЦАХ

 
 

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЛЕТОПИСЕЙ И ХРОНИК

ЧАСТЬ 1

 

СЛАВЯНЕ – ВАНДАЛЫ. [Гельмольд] фактически приходит к выводу о том, что историческими наследниками знаменитых Вандалов были все полабские Славяне: «... там, где кончается Полония [Польша], мы приходим к обширнейшей стране тех Славян, которые в древности Вандалами [назывались] ...».

Это согласуется с современными представлениями о Вандалах как народе, близком Готам, из которых в 4-6 веках появились первые Славяне. По мекленбургской традиционной версии о роде никлотингов родоначальником основного княжеского рода называют Вышеслава сына Гензериха – Короля Вандалов.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЗАПАДНЫХ ПОЛАБСКИХ СЛАВЯН В 11-12 ВЕКАХ. Эти стереотипные представления о них передает [Гельмольд].

Ненадежны, неискренни, склонны ко злу: «... ибо Славяне по природе своей ненадежны и ко злу склонны, а поэтому их следует остерегаться ...», «... сколь изменчива, сколь ненадежна искренность Славян, мне пришлось не раз убедиться ...».

Яростны и свирепы: «... этот дикий и со звериной яростью свирепствующий народ ...».

Жестоки: «... славянскому народу свойственна ненасытная жестокость, почему они не переносят мира и тревожат и с суши и с моря примыкающие к ним страны. Трудно описать, какие мучения они христианам причиняли, когда вырывали у них внутренности и наворачивали на кол, распинали их на крестах, издеваясь над этим символом нашего искупления. Самых великих [по их мнению] преступников они присуждают к распятию на кресте ...».

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ СВОЙСТВА САКСОВ В 11-12 ВЕКАХ. Также [Гельмольд] передает стереотипную характеристику Саксов, принятую в его время.

Жадность: «... можно узнать ненасытную жадность Саксов ...», «... давно бы уже при поддержке священников окрепла краса христианства в Славии, если бы этому не мешала жадность Саксов ...».

Храбрость в бою: «... при выступлении на войну мы идем первыми, при возвращении с нее последними ...».

Бунтарство: у саксонских Князей имелась «... старая привычка к восстаниям ...».

Разбой: соседи Славян Саксы-Нордальбинги «... из-за соседства с язычниками имеют обыкновение предаваться грабежам и разбоям ...», так как перенимают у них эту склонность.

КОРОЛИ ДАТСКИЕ В 11-12 ВЕКАХ. [Гельмольд]: «... Короли Датские, ленивые и распущенные, всегда нетрезвые среди постоянных пиршеств ...».

САКСОНСКИЙ ИВАН СУСАНИН. [Гельмольд]: «... здесь, когда они [западные полабские Славяне] заставили одного пленного саксонского рыцаря показать им дорогу, он завел их в самые непроходимые места болота, где они, утомленные преследовавшими их Саксами, были легко в тот день разбиты, и 20 тысяч из них погибло. Имя [этого] рыцаря, который завел их в непроходимые места, было Геривард ...». Это случилось в 994 году в устье Лабы-Эльбы на левом западном саксонском берегу.

ВО ВСЕ ВРЕМЕНА ВО ВСЕХ СТРАНАХ БЫЛИ РАЗГИЛЬДЯИ. [Гельмольд]: в Саксонии было много людей «... у которых в обычае было, пренебрегши божественной службой и церковной наукой, пьянствовать по корчмам, бродить по домам и улицам, предаваться суетной праздности ...».

ВО ВСЕ ВРЕМЕНА ВО ВСЕХ СТРАНАХ ЖРАЛИ ВОДКУ. [Гельмольд]: 26 июня 1147 года перед началом второго крестового похода Славяне напали на Любек, заселенный к тому времени главным образом Саксами. Те, кто услышал конницу бодричского Князя Никлота «... послали в город и на рынок предупредить о грозящей опасности. Но опьяневшие от обильных возлияний люди не могли двинуться ни по дороге, ни на кораблях ...». Вот вам и Германия-Саксония: весь рынок в обычный торговый день был мертвецки пьян, что даже под страхом смерти не мог сдвинуться с места никаким способом. У нас даже под Новый Год хоть кто-то да ползает.

ВО ВСЕ ВРЕМЕНА ВО ВСЕХ СТРАНАХ БЫЛИ ПЕДОФИЛЫ. [Баркулабово]: «... в том же году 1603. B месте Могилеве Иван Куцка сдал с себя гетманство казацкое от того, что в войске великое своевольство: что кто хочет, то делает ... приносил один мещанин на руках своих девочку в шести годах избитую, изнасилованную, едва живую, на что было горько, жалостно, страшно глядеть. На то все люди плакали, богу сотворителю молились, чтобы таковых своевольников вечно изгнать изволил ...».

НАВОДНЕНИЕ 1164 ГОДА. [Гельмольд]: «... в феврале месяце, то есть в 14-е календы марта [16 февраля 1164 года], разразилась страшная буря с ветром, сверканием молний, раскатами грома, от чего много домов в разных местах загорелось или было разрушено. Кроме того, началось такое наводнение, о каком не слышали с древних времен и которое залило всю приморскую землю Фризии, Гателен, и все болотистые земли по Альбии, Вирре и всем рекам, которые впадают в океан, и утонуло много тысяч людей, а животных столько, что их и не счесть. Сколько богачей, сколько знатных сидело еще в тот вечер, утопая в наслаждениях, не испытывая страха перед несчастьем, но вот пришла неожиданная беда и унесла их в морскую пучину ...».

УРОВЕНЬ СРЕДНЕВЕКОВЫХ СЕМИГАЛОВ. [Генрих]: в 1186 году после сооружения икескольского замка «... Семигаллы, услышав о постройке из камня и не зная, что камни скрепляются цементом, пришли с большими корабельными канатами, чтобы, как они думали в своем глупом расчете, стащить замок в Двину. Перераненные стрелками они отступили с уроном ...».

ИЗОБРЕТЕНИЕ АРБАЛЕТА. [Генрих]: в 1206 году «... Русины [Полоцка] со своей стороны, не знавшие применения баллисты ...». Это же утверждают и другие источники – Полоцк и Псков в те годы еще не знал арбалета.

ЗАТМЕНИЕ СОЛНЦА 1207 ГОДА. [Генрих]: 28 февраля 1207 года «... в ту же зиму было затмение солнца, продолжавшееся значительную часть дня ...».

КАК КРЕСТИЛИСЬ ЛЭТИГАЛЫ. [Генрих]: в 1207 году «... слово божье они приняли с радостью, но прежде все-таки бросили жребий, желая знать волю [языческих] Богов, принять ли им крещение от Русинов из Пскова, как другие Лэтигаллы из Толовы, или от латинян. Дело в том, что Русины в это время приходили в Толов крестить своих Лэтигаллов, всегда бывших их данниками. Жребий пал на латинян, и новокрещенные причислены были с ливонской церковью к рижанам ...». Итак, языческие Боги выбрали для себя не православие, а католичество. Не повод ли задуматься всем православным?

НЕОБЫЧАЙНОЕ МУЖЕСТВО. [Генрих]: в 1203 году «... один из Тевтонов ... стал наносить удары во все стороны и уложил один двадцать два человека ...». Кто-то стоял рядом и педантично подсчитывал трупы. Это похоже на правду, так как в те годы у Ливов вообще не было никакого защитного вооружения.

МОР 1211 ГОДА. [Генрих]: в 1211 году ближе к зиме в Ливонии и западной Эстонии «... начался большой мор по всей Ливонии, стали люди болеть и умирать, и вымерла большая часть народа, начиная от Торейды, где трупы язычников лежали непогребенными ... точно так же великая смертность была в Саккале, Унгавнии и в других областях Эстонии, и многие, спасшись бегством от острия меча, не могли избегнуть горькой гибели от мора ...». Спустя пару месяцев в начале 1212 года «... Ливам, Лэттам и Эстам, из-за продолжавшихся мора и голода, стали невыносимы тягости войны; они обменялись между собой гонцами и заключили мир помимо Рижан; как только прекратились войны, тотчас исчезли и голод и смертность среди людей ...».

Этиология описанного мора остается загадкой, это могла быть холера или чума.

ПОЖАР В РИГЕ 1214 ГОДА. [Генрих]: в январе 1214 года «... в Великом посту случился в тишине глубокой ночи большой пожар в городе Риге. Горела старая часть города, та, что первой была построена и первая обведена стеной, от церкви св. Марии, которая сгорела вместе с большими колоколами, до дома Епископа и соседних домов, вплоть до церкви братьев-рыцарей. И сильно горевал народ о сладкозвучном боевом колоколе и о вреде, причиненном городу ...».

ДАЙ АБОРИГЕНУ ПУЛЕМЕТ... [Генрих]: в 1222 году Датчане, обосновавшиеся в Ревеле-Таллинне, легкомысленно обучили строить Эстов осадные машины. «... И пошли некоторые из них в Варболе и познакомились там с применением патерэлла, то есть осадной машины, которому Датчане научили варбольцев, как своих подданных. Возвратившись на Эзель, они начали строить патерэллы и иные машины, уча тому же других, и стали все у них строить себе машины ...». То есть все племена Эстов, забросив дела, стали вооружаться.

Понастроив изрядное их количество, наиболее продвинутые Эсты «... по всем областям уговаривали Эстов сбросить с себя иго Датчан [обучивших их строить патереллы] и уничтожить в стране христианство, утверждали, что датский замок взять легко, и учили людей строить осадные машины, патерэллы и прочие военные орудия. И пришла беда в страну ...».

Генрих прав на сто процентов – после этого необдуманного шага Датчан в Ливонию и Эстонию пришла настоящая беда – Эсты с новым оружием подняли восстание и пошли азарта ради штурмовать все замки подряд. Сами же Эсты «... замки свои весьма сильно укрепили. Выстроили по всем замкам патерэллы и, поделив между собою много баллист, захваченных у братьев-рыцарей, учили друг друга пользоваться ими ...».

Восстание имело для христиан Ливонии кошмарные последствия, [Генрих] уделил этому восстанию значительную часть своего повествования.

ПЛОХИЕ ДОРОГИ НЕ ТОЛЬКО В РОССИИ. [Генрих]: в самом начале зимы 1226 года «... после праздника Крещения, когда в тех холодных странах дороги, благодаря снегу и морозу, становятся удобнее для путешествия, господин легат выехал из Риги ...». Этими словами нам говорят, что в Латвии и Эстонии в начале 13 века дороги были никудышными во все времена года, кроме ... зимы. Как в России.

ЛЕДЯНЫЕ ВОЛНЫ 1302 ГОДА. [Петр], в 1302 году магистр Тевтонского Ордена при походе в Куронию «... с войском переходил по льду Куршский залив, там явилось чудо. Лед был таким тонким, что поднимался и опускался, как вода при шторме, волнуемая сильным ветром, ходит вверх и вниз. Вот почему люди то поднимались на лед, словно на гору, то опускались, словно в пропасть, и все же с божьей помощью ни один человек там не утонул ...».

ПРУССКОЕ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ 1302 ГОДА. [Петр], 8 августа 1302 года «... около третьего часа, было землетрясение во всей земле прусской. Трижды потряслась земля с домами, так что едва ли кто-нибудь мог уберечься от этого ...».

ГРОДНЕНСКОЕ НЕНАСТЬЕ 1306 ГОДА. [Петр], 1306 год: «... когда они [крестоносцы] приближались к замку [Гарта – Гродно], разразилось такое ненастье, что один другого едва мог слышать или видеть, и эта буря длилась и тогда, когда они вошли в предместье этого замка ...».

ЖЕМАЙТСКОЕ НЕНАСТЬЕ 1317 ГОДА. [Петр]: зимой 1317 года во время похода в Жемайтию «... разразилась ужасная и необычная гроза, ибо порывы ветра были, словно страшные удары грома, так что более 500 коней, порвав коновязь и опрокинув кормушки, разбежались по лесу, а о страхе, который она вселила в людей, и говорить нечего ...».

УЖАСНАЯ ЗИМА 1323 ГОДА. [Петр]: в 1323 году «... в ту зиму стоял очень сильный мороз, так что почти все плодовые деревья в пределах Ливонии и Пруссии или совсем погибли или многие годы не могли набрать прежние силы. Вот почему большое войско, собранное братьями, хотя и дошло почти до полпути между Литвой и Пруссией, однако дальше продвинуться было не в состоянии, ибо от сильного мороза пехотинцы погибали ...».

ЧЕЛОВЕК БЕЗ ГОЛОВЫ. [Петр]: в 1262 году «... в этом сражении [за осадный прусский мост под Кенигсбергом] некий брат Гевехард, выходец из Саксонии, преследуя некоторых бежавших пруссов, одному из них одним ударом меча отсек голову; а тот, раненный этим ударом, не упал тут же на землю, но без головы пробежал с остальными еще небольшое расстояние и лишь потом упал. Братья и прочие видевшие чрезмерно удивились этому, уверяя, что никогда еще такого не видывали ...».

ЧУДО С ПРУДОМ, РЫБОЙ И ЛЯГУШКАМИ. [Петр]: посреди замка Раганиты был пруд, и «... вот чудо: когда Скаловы были язычниками, он изобиловал рыбой; ныне же, когда они стали христианами, в нем живут лягушки; и нет в упомянутом пруду такого количества воды, какого хватало бы, что в нем водилась рыба ...».

ИСТОРИЯ ПРО РИТУАЛЬНЫЙ КОТЕЛ. Интересна история [Петра] об одном священном прусском котле, случившаяся при осаде Пруссами замка Бартенштейн в Бартии в 1264 году. «... После этого произошла одна стычка между дружиной братьев и Пруссами, осаждавшими их, из-за одного котла, который нужно было перенести из одного укрепления в другое; в нем пруссы имели обыкновение варить священные приношения по обычаю своему. На эту битву вышли братья со 150 воинами, и завязалось между ними великое сражение. Наконец братья, по воле Господа, силой отобрали котел ...». Это никак не повлияло на ход войны – осада длилась три года.

ЧРЕЗВЫЧАЙНО ГОЛОДНЫЙ 1315 ГОД. [Герман]: «... в 1315 году, во время этого магистра [Гергарда Иорке], была дороговизна и голод в Ливонии, так что люди убивали с голода своих детей, вырывали из могил трупы умерших, снимали с виселиц повешенных, варили и пожирали их ...».

ЧРЕЗВЫЧАЙНО УРОЖАЙНЫЙ 1348 ГОД. [Герман]: в 1348 году «... был большой урожай, так что после дня святого Иоанна Крестителя [24 июня] уже были новый хлеб и плоды. А вина было привезено в таком изобилии, что в Риге и других городах было записано больше бочек вина, чем пива ...». В конце июня вызрели злаковые – невозможное для наших широт явление. Речь, скорее всего, идет об озимых, давших первый «новый хлеб», а это значит, что май должен был начаться в марте, при этом никаких похолоданий быть не должно. Изобилие вина указывает, что год был урожайный по всей Европе.

РУССКИЕ И В ТЫЛУ ВРАГА ... РУССКИЕ. В 1340 году Ливонский Орден совещается на предмет ведения переговоров со Псковом, в это самое время «... несколько Русинов [Ruteni] тайно проникли на постоялые дворы Немцев [Theutonicorum – Тевтонцев], ели и пили там, а что осталось раскидали ... пьяные, они начали ругать Немцев [Almanis] и напали на их людей. Поднялся шум; несколько Русинов [Ruteni] было убито, крик доходит до занятых переговорами, которые по всем направлениям разбежались в разные стороны ...».

Смысловой перевод эпизода следующий. Ливонский Орден собирает внутренне совещание на предмет заключения договора со своим врагом Псковом, где, очевидно, решаются условия договора и делается соответствующий инструктаж посольству. В это самое время дерзкие псковичи нагло проникают на склады врага и устраивают там шумную попойку. Но немецкий шнапс был слабее псковской водки и они начинают проявлять недовольство, возникает такой шум, что весь совет Ливонского Ордена в страхе разбегается от пьяных псковичей кто куда. Знай Русских – они всегда Русские, даже в тылу злейшего врага. От такого исторического имиджа в ближайшей перспективе сложно избавиться.

РУССКИЕ И В ПАРИЖЕ ... РУССКИЕ. [Борщак] о событиях 1653-1667 годов: «... Между тем московское посольство, возглавляемое Константином Герасимовичем Нащокиным и дьяком Богдановым, пустилось в путь и через несколько дней прибыло в Сен-Дени, где остановилось в гостинице «Королевская шпага» ... Проходили дни. Посол, казалось, забыл о своей миссии. Когда Берлиз Фор предложил ему осмотреть город, Нащокин ответил, что Париж его не интересует. Большую часть своего времени посол пьянствовал со своим дьяком и бедный шеф протокола с ужасом отмечает в своих воспоминаниях, что посольство ежедневно выпивало на счет казны восемь литров водки (!!!). Напившись, послы скандалили и дрались. Однажды драка приняла такие размеры, что почетная швейцарская гвардия должна была вмешаться. Так продолжалось 20 дней. Французское правительство, которому все это надоело, поручило Берлизу Фору отправить послов. Нащокин, нисколько не обидевшись, потребовал королевского письма Царю ...».

СТРАННАЯ САРАНЧА 1357 ГОДА. [Герман]: «... в 1357 году какая то ядовитая саранча, прилетавшая из-за моря весной и летом, заражала по ночам воздух своим гниением, поедая также всю листву с деревьев ...».

ЧУМА 1351 ГОДА. [Герман]: «... в 1351 году господствовала большая смертность ...». Здесь речь идет о чуме. 1351 год – начало восточно-европейской эпидемии, очаг которой, как считают, был в самой Ливонии. В течение последующих двух лет она распространилась в Псков, Москву, Смоленск, Новгород, Киев.

БЕГЛЕЦЫ БЫЛИ ВСЕГДА. [Герман]: «... в это время хотели переселиться в Ливонию из Литвы [Lethowia] Литвины [Letwini] из Стрипейве, Опитена, Мезевильте и Анстейтена, однако же им в том было отказано магистром ...».

Он же: «... в то время в Ливонии изменнически убежали к Литвинам два брата, а именно Иоанн Ланцеберг и Фридрих Миссенский, храбрые мужи, с проводником, по имени Биллене, а также со всем оружием и вещами, из которых ничего не оставили дома, и со многими лошадьми, не только собственно им принадлежащими, но и с украденными ими у магистра и кандауского фохта ...».

Он же: «... в ту же ночь убежал в замок [Динабург] один слуга полоцкого Князя [Андрея] ...».

Он же: «... один орденский брат Иоанн Вловер убежал изменником в упомянутый Новый замок ...» на Двине, построенный полочанами.

Он же: в 1377 году во время похода в Опитен (Аукштайтия) взята «... была в плен жена одного наместника ... когда этот боярин рассудил, что его потеря непоправима, он через несколько дней последовал за своей женой и сыновьями, получив сначала от магистра свободный пропуск. Он прибыл в Ригу и обещал перейти в христианство. Через несколько дней туда же пришел Биване, сын Эгинта, опитского боярина, с одним слугой и четырьмя лошадьми ...».

Как видим, беглецы, перебежчики и мигранты были во все времена.

НЕ ХОДИ К НАМ ВОЕВАТЬ – КОПЫТА ПОТЕРЯЕШЬ. [Герман]: «... в 1359 году тот же Госвин [магистр Ливонии] предпринял большой поход против Литвинов в землю Опилен, при этом у лошадей в очень большем количестве отпадали копыта ...». Вряд ли речь идет о какой-то болезни. Скорее всего, дело было зимой или весной, когда с полноценным кормом было напряженно, и коней просто измотали.

ГРАБЕЖ ТЕВТОНСКОГО ОРДЕНА. [Герман]: «... в том же году [1364] в прусском Мариенбурге была тайком проломана стенка башни и сокровища были украдены и воровски унесены, однако не совершенно выбраны ...».

Вот это да! Украсть казну Тевтонского Ордена, могущественнейшего государства на севере Европы – да это сродни современным боевикам типа «Джеймса Бонда»! Какова же была эта казна, если ее не удалось «совершенно выбрать» наверняка многочисленной специально подготовленной бригаде специалистов?

Следов грабителей не отыскали, но некая зацепка по тексту все-таки присутствует. «... В том же году, в день святого Каликста [14 октября 1375 года], в Пруссии в Мариенбурге происходил большой капитул ... Ливонские братья еще не вполне выплатили Великому магистру деньги, занятые для покупки ревельской земли ... Когда же ливонские братья медлили с уплатой, то великий магистр напомнил им это и велел им заплатить 10000 [?] марок прусской монетой, после чего они совершенно освободятся от всяких притязаний со стороны прусских братьев. Эти 5000 марок [???] заплатил единственно из своего дохода от должности брат Альберт Бренкенский, бывший тогда венденским фогтом. Должно заметить, что никто из ливонских орденских сановников и никогда до этого времени, находясь в должности, не располагал такою суммой денег, как он ...».

Откуда у фогта (коменданта волости) деньги, чтобы расплатиться за весь Ливонский Орден? Откуда у ливонского фогта прусские деньги – а деньги у Риги и Пруссии были разные? Например, потери в 6000 марок отождествлялись с опустошением ливонских приходов Гельмеде и Пейстеле и целой области Сакелы. Ох, что-то тут не так!

ЛИТВА ЯЗЫЧЕСКАЯ. [Л и Ж]: «... Послал [Даниил Галицкий] и к Болеславу Стыдливому, Королю Польскому, и к другим русским Князьям, прося как соседей и панов христианских о помощи и о войске против поганой Литвы ...». Во времена Даниила Галицкого (1201-1264) Литва традиционно считалась поганой, то есть языческой.

ВОЙСКО ЛИТВЫ В ДОМИНДОВГОВСКИЕ ВРЕМЕНА. [Л и Ж], цитата про времена легендарного Монтвила Гимбрудовича, якобы правившего в середине 11 века: «... и вот как Радзивил обрядил походное войско литовское, жемайтское и корсовское. Поставил среди военных хоругвей трубачей с длинными деревянными жемайтскими трубами, отдельно в стороне от них обоз со скрипящими колесами поставил. [Хоругви] без оружия и лат, потому что они того еще не знали, а только зубровые, лосиные, медвежьи и волчьи невыделанные шкуры носили. А оружие их – лук простой из дубины или ветви загнутый, праща, большая торба камней на плечах для бросания из пращи, рогатина, жердь просмоленная с конца. Сабля только у гетмана была, мундштук из лыка на коня, а на нем самом на войне вместо лампарды выделанная шкура на плечах, лыко и веревка за поясом для вязания пленника ...».

Такое войско могло только рассмешить галицкие полки. На самом деле в те времена Литва представляла собой куда более грозную силу. Ниже по тексту описан точный способ переправы этого войска через речную преграду. Хотя данный элемент признается поздним художественным вымыслом русинских летописцев с целью принижения языческой Литвы, доля правды в нем, несомненно, содержится. Очевидно, что не все войска Литвы в те времена были хорошо вооружены.

КОШМАРНЫЙ ГОЛОД 1315-1316 ГОДОВ. [Л и Ж], скорее всего, последний 1315 год правления Витеня: «... Потом был великий голод в Польше, в Руси, в Литве и других прилежащих странах так, что людям зелья, кореньев из земли и других кормов не хватало, убогие матери и отцы детей своих ели, другие трупы умерших и разный гной и отделения людские ели, и голод несносный свой тем усмиряли. Где шел кто улицей, либо муж какой один, либо жена какая, хлопец или девка, нападали из хат, из дворов другие люди, хватали, убивали и ели. Этот голод целых два года был ...».

ОЧЕНЬ ХОЛОДНАЯ ЗИМА 1380 ГОДА. [Л и Ж], хотя, возможно, здесь кроется ошибка в несколько лет: «... год 1380. B Литве, в Руси, в Польше была очень строгая зима, так что скотина домашняя и звери в лесах, а также и птицы зимой подохли, и деревья в садах овощные все посохли ...».

НЕВЕРОЯТНО ТЕПЛАЯ ЗИМА 1424 (1416) ГОДА. [Л и Ж], хотя в летописи четко указан 1424 год, согласно контекстной логике соседних событий идет опережение летописания на 8 лет: «... в Литве и Жемайтии зима была такая необычно мягкая для стран северных зимних, что в январе месяце и лютом феврале с великим удивлением фиалки, розы, огородные растения и сады цвели ...».

КОШМАРНЫЙ ГОЛОД 1448 (1437) ГОДА. [Л и Ж], скорее всего, на третий год после смерти Ягайло, то есть 1437: «... голод был очень великий в Литве, такой, что по селах людей умерших, которых не было кому хоронить, ели собаки, свиньи, волки, медведи. Потом после голода встала эпидемия великая и в самом городе Смоленске на улицах труп людской собаки волочили, и с голода великого люди людей съедали, также матери детей своих. A по всей земле русской была тогда четверть жита по десять коп литовских. Также и в Литве, в которой от дороговизны среди людей творилось великое убийство, так что ночью нападали нищие сотнями на дворы богатых, а также и днем, убивали и хлеб брали, и солонину, сыр, масло, пшено, и другое что можно есть. А больше ничего не брали, ни сукна, ни грошей ...». Под русской землей подразумеваются Витебск, Полоцк, Смоленск и Брянск. Для справки: в 1437 году четверть жита шла по 600 грошей, в 1602 таком же голодном – по 40 грошей, в хорошем 1607 году – по 8 грошей, в очень урожайном 1586 году – по 3 с половиной гроша.

Этот же голод упоминает и [ВКЛ], но датирует его 1432 годом: «... был голод великий, по селам и по городам зверь людей ел, а в городе Смоленске по пригороду и по улицам люди людей ели, псы головы, руки и ноги человечьи волокли по селам и по волостям, и в то время четверть была жита по три копы грошей. И много беды в том году сделалось по всей земле литовской ...».

Точный год случившегося установить трудно, так как на время составления летописей народная память сохранила только общие характеристики события. Точно устанавливается обширность охваченной голодом территории: там, где жил источник [Л и Ж], цена жита была 600 грошей, а где жил источник [ВКЛ] только 120. Эти сведения мы признаем близкими к реальным, так как они надолго отпечатываются в народной памяти, а такая значительная разбежка в ценах указывает на значительную отдаленность источников друг от друга.

НЕВЕРОЯТНО ТЕПЛАЯ ЗИМА 1492-1493 ГОДОВ. [Л и Ж]: «... зима во все дни декабря и января месяца такая теплая была, что сады зацвели, травы были великие, пашни и сеножать зеленелись, а потом в марте 15 дня так строгое ударило зимнее, что все что зеленело, все посохло и в ничто обернулось ...».

ГЕРОЙ СТЕФАН БАТОРИЙ ... НЕ УСПЕВШИЙ РОДИТЬСЯ. [Л и Ж] поражает своей пунктуальностью и точностью описания румыно-турецкой войны, когда объединенным европейским войском командовал будущий Король Речи Посполитой Стефан Баторий. Четкое описание хода битвы, знание нюансов, последовательность в мелких событиях – такую точность мог знать только очевидец: «... а где всадник турецкий выезжал часто, как обычно, a из наших не было никого, выехал потом сам Стефан воевода румынский, имея в руках щит и копье, и скоро подстерег, его увидев, Ибрагим Симитрийский, выехал к нему, ибо имел на Стефана сердце [злое] за что-то давнее, и великим бегом ударил на него копьем. A Стефан, уведя коня своего в сторону, копье свое ему вогнал в самое горло и так привел его до своих Венгров ...».

Но есть одна «маленькая» неувязка – тогда Стефан Баторий еще не родился, это произойдет только спустя 50 лет. Судя по контексту событий, речь действительно идет о восьмидесятых годах 15 века, только реальный герой эпизода с Ибрагимом Симитрийским был заменен Стефаном Баторием поздним переписчиком из патриотических побуждений.

ЧВАНСТВО КОРОЛЕВСКОЕ. [Л и Ж], около 1491 года, за год до смерти Польского Короля Казимера 4 Ягеллона: «... Как только Иван Васильевич [Грозный], Царь Московский, захватил Великий Новгород, Князья Северские [Белгородские] до Ивана Васильевича до Московского Великого Князя и Царя пристали, хотя невеликая была к разрыву причина, а только та, что когда в Вильне к Королю Казимиру [4 Ягеллону] приехали однажды те Князья, стража у дверей не захотела их в покои Короля впустить. A так один Князь из них упорно этого добивался, войти к Королю, что ногу за порог пересадил, а стражник, не пуская его, палец ноги ему дверями притиснул и сломал. Хотя за это стражник был наказан тем, что шею ему затянуло [намек на виселицу], однако же гнев тех Князей этим не был ублажен, ибо тут же с Вильни выехав к Князю Великому Московскому поехали, и сами себя и Княжества ему свои отдали ...».

Летопись выводит ужасающую мысль: белгородские земли были отданы Москве просто так, по причине королевского чванства. Хотя описанный эпизод не вызывает особого доверия и представляет собой лишь народный слух, но он говорит о другом: в такой форме летописец передает нам общее сформированное мнение о королевской власти тех лет. Иными словами, народ породил такую вымышленную историю на основании всем известного чрезмерного королевского чванства с подданными.

ТАКТИКА ВЫЖЖЕННОЙ ЗЕМЛИ В 1480 ГОДУ. [Л и Ж], приписано Стефану Баторию в 1480 году, хотя сам Стефан Баторий родился только в сентябре 1533 года: «... пугающее войско Турецкое отовсюду [Стефан Баторий] рвал и губил, но тем больше их поразил, что удаленные места, по которым Турки шли, сам перед этим выпалил в своем государстве, так что не только урожая, но и травы нигде не было (все попалил), почему сами Турки и кони их с голоду уставали ...». Скорее всего, речь идет действительно о 1480 годе, но приписывание действий Стефану Баторию ошибочно.

ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ 1509 ГОДА. [Л и Ж]: «... того же [1509] года великое и страшное было землетрясение в Греции, в боснийском и далматском государстве, и в Румынии, и в Константинополе, так что строения даже падали, a Царь Турецкий Баязат, боясь в стенах жить, на поле выехал и там долгое время в шатрах стоял. Три башни, также дворец Константина Великого в то время упали и в церкви Святой Софии упала половина ...».

ВРОЖДЕННЫЕ УРОДСТВА. [Л и Ж] около 1497 года: «... в те же времена родился среди Евреев телец с двумя головами, одна была как обычно спереди, а другая у хвоста, а хвост посреди хребта был, ног имел семь на правом боку, а на левом одну, и был наподобие близнецов раздвоенный ...».

[Л и Ж] около 1527 года: «... в Бранкове в радомском повете уродилось великое и страшное чудо подобием человечьим, который имел голову льва, шкуру очень косматую, ноги и руки человечьи, а зубами очень скрежетал, голосом огромным рычал, восемь часов живым был и сдох ...».

Все описанное следует признать за достоверные факты. В первом случае искажения минимальны, так как уточнение «среди Евреев» имеет контекст «поблизости» и запись сделана со слов очевидца. Во втором случае искажения велики, так как все авторы [Л и Ж] были далеки от польского Бранкова и слышали этот рассказ из двадцатых уст.

ПОЖАР В ВИЛЬНЕ 1529 ГОДА. [Л и Ж]: «... в том же [1529] году Вильня так сгорела, что едва что осталось в ней ...».

НАШЕСТВИЕ САРАНЧИ 1541 ГОДА. [Л и Ж]: «... саранча великая в Польше, в Руси и в Литве была, а где на жито, ячмень и траву нападала, то с корнем выгрызала ...». Это событие [ВКЛ] датирует годом позже: «... в том же году [1542] пришла саранча на литовскую землю и ляшскую, и около Бреста, около Пинска, и около Минска, и Свержона, и Кайданова, и Ивенца и положила и яровые, и траву. Это же все было за грехи наши ...». Оба источника внутренние, источник [ВКЛ] находился ближе к событию, чем источник [Л и Ж]. Видим, что Брест, Минск и Пинск самыми компетентными «внутренними» глазами – это Литва.

ЗАТМЕНИЕ СОЛНЦА 1544 ГОДА. [Л и Ж]: «... 24 января перед полуднем солнце так было затемнено, что на острие ножа только его видно было лучами на запад. А потом обернулись те лучи на восход солнца и две звезды, одна белая, а другая красная [Венера и Меркурий], от запада появились. Держалось то затмение полтора часа, потом и второе и третье затмение, и так за один час четыре раза солнце затмевалось ...». Это затмение таким образом могло быть описано только с территории Польши или западной Украины. Однако его продолжительность в полтора часа и многократность указывают, что писавший эти строки его лично не видел и сильно утрировал чей-то рассказ. Это затмение описывают несколько летописей.

ВОЙСКО В ОБЛАКАХ. [Л и Ж]: «... год 1547. Войска на облаках в ночи видны были вооруженные, которые страшную битву с собою на севере стоя сводили ...». О том, что это неизвестно откуда появившееся предание, говорит отсутствие всяких уточняющих описаний места и свидетелей. Невозможно даже предположить, в какой стране и когда это случилось.

КОШМАРНЫЙ ГОЛОД 1571 ГОДА. [Л и Ж]: «... голод великий был в Польше и в Литве, что нищие люди падаль дохлую и собак ели, напоследок трупы умерших людей, выгребая с земли, ели и сами умирали ...».

ПЕРВАЯ МИНА. [Л и Ж], война Речи Посполитой с Москвой, зима 1582-1583 года: «... а там некий Остромецкий, Прус, сделал банку железную, в которой было рура [???] и пороха полно, ту банку положил на полку и так наладил, что кто бы ту банку с полки вынуть хотел, тогда механизм должен заработать и так бы зажегся огонь. ... Шуйский ... взял тогда эту банку, желая знать, что в ней есть, там же и многие бояре собрались около этой банки. A так Хорестин, желая вынуть быстро с полки ту банку, механизм нарушил, после чего порох занялся, банка раскололась, и так порох верх дома взорвал, Хорестина самого и четырех бояр знатных убило взрывом, многих ранило и пожгло ...». Итак, мины со взрывными механизмами создавались и удачно применялись зимой 1582-1583 годов.

ЗВЕРСТВА ПОЛЯКОВ. [ВКЛ], в 1535 году после взятия у Москвы Стародуба «... детей боярских гетман польский Торновский велел убивать, из домов выводя, и убивали их там целый день, и много трупов мертвых убитых лежало, до тысячи. A по переписи было у князя Федора Овчины [воевода стародубский от Москвы], что в том городе Стародубе было всего людей с женами и с детьми 24 000, и все там погибли. Много простых людей и жен и детей в плен в Литву отведено ...».

[ПЕТР] О ПОЛЯКАХ. Около 1226 года «... братья [Тевтонского Ордена] ... собрав вокруг себя множество Поляков, мужественно вступили в сражение ... а Поляки бежали после первой же стычки ...». Это можно расценить не как трусость, а как сознательное предательство: хотя в те годы Польша и Орден были союзниками в борьбе с языческой Пруссией, но противоречий между ними было изначально много.

В 1246 году «... Святополк с тремя отрядами пошел на помощь своим. Увидев их, испуганные Поляки все бежали, кроме одного рыцаря – Мартина из Крусвича ...». А это бегство перед мощным противником.

[ГЕЛЬМОЛЬД] О ПОЛЯКАХ. В 11-12 веках «... они [Поляки] мужественны в бою и чрезвычайно жестоки при грабежах и убийствах: они не щадят ни монастырей, ни храмов, ни кладбищ. А в войны с чужеземцами они не вступают ни на каком другом условии, как только добившись согласия на то, что им будут отданы на разграбление сокровища, защитой которым должно бы служить самое нахождение их в святых местах. Отчего и происходит, что из-за [своей] жадности к добыче они часто наилучшим друзьям причиняют зло, как будто врагам ...».

ЗАТМЕНИЕ СОЛНЦА 1399 ГОДА. [ВКЛ]: «... в том же году на Благовещение в понедельник на страстной неделе [Пасха] было знамение великое: будто бы в обеденное время звезды явились, как будто в полночь, и солнце потемнело, и страх великий был на землю русскую ...». Автор записывает это событие после битвы на Ворскле (поражение Витовта от Тимур-Кутлуга), то есть после 12 августа 1399 года. Летописи указывают на два затмения солнца в том году – 20 апреля и 29 октября.

ЗАТМЕНИЕ ЛУНЫ 1566 ГОДА. [ВКЛ]: «... в году от божьего рождения 1566, месяце октябре в 28 день, против вторника на Симона Иуду случилось знамение на небе в луне, и была луна как кровь, стояла часа три в затмении ...». На это затмение указывают и другие летописи.

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ ВО ВТОРОЙ ЧАСТИ

 

В. Антипов

Минск, декабрь 2015 год

dodontitikaka@mail.ru