ЭТО ПОДДЕРЖИВАЕМОЕ ЗЕРКАЛО САЙТА DODONTITIKAKA.NAROD.RU   -   NAROD.RU УМЕР

ТАК КАК СЕРВИС UCOZ ОЧЕНЬ ОГРАНИЧЕН, СТАТЬИ ПУБЛИКУЮТСЯ НА НЕСКОЛЬКИХ СТРАНИЦАХ

 
 

ХРОНИКА ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА

ЛИТОВСКОГО И ЖЕМАЙТСКОГО

О ЛИТВЕ КАК СЛАВЯНСКОМ ГОСУДАРСТВЕ

ЧАСТЬ 2

 

Взял в жены «... Гинвил дочку у Великого Князя Тверского Бориса по имени Марию, для которой и окрестился в Русскую веру, и дали ему имя Борис. И тот Гинвил, называемый Борис ... с той женой имел сына Рогволода, названого Василием ...».
 
 «... И живя Римонт [Наримунт] у Князя Льва, научился языку Русскому, и полюбилась ему вера Христова [в оригинале – вера крестьянская, очевидная ошибка малограмотного переписчика] и крестился, и крестившись понял, что этот мир есть ничто, и, оставив мир, постригся в монахи и назван именем Лавруш [Лаврентий] ...».

3.1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, Литва в традиционном понимании средневековых хронистов была языческой страной, ее переход в Православие происходил естественным образом длительное время.

4. НАЦИОНАЛЬНОСТЬ ВЫСШЕЙ ЛИТОВСКОЙ

ЗНАТИ И ЛИТОВСКИХ НАМЕСТНИКОВ

«Хроника Великого княжества Литовского и Жемайтского», как и другие Беларуско-Литовские летописи, показывает высшую аристократичную верхушку Литвы исключительно как Славянскую, в которой ни в какие времена не находилось места Жемайтам. Ограничимся лишь цитатами, которые не нуждаются в дополнительных комментариях.
 
Около 1391 года «... Князь Великий Витовт учинил себе совет с Князьями своими и с панами Литовскими, с Князем Юрием Наримунтовичем Бельским и с Князем Иваном Олгирмонтовичем и с ними согласился, пошел в Литву и сел на Великом Княжении Литовском в Вильне. И были рады вся земля Литовская и Русская ... A Князь Корибут Ольгердович что-то не то стал думать и не был послушен Великому Князю Витовту ...».
 
Вот пленные Князья из Литовского войска Скиргайло (тогда наместника Ягайло в Вильне), проигравшего битву за Вильню Витовту: «... Семена Евнутевича, Князя Глеба Святославовича, Князя Ивана Львовича ...».
 
Вот представитель Витовта при венчании его дочери Софьи с Василием Московским: «... послы пришли от Великого Князя Московского Василия Дмитриевича просить у него [у Витовта] дочери за Князя Василия Дмитриевича. И Князь Великий Витовт дал за Великого Князя Василия Дмитриевича дочь свою Княжну Софью и отпустил ее из Мариенбурга [столицы Тевтонского Ордена], а с ней послал Князя Ивана Олгирмонтовича ...». Иван Олгирмонтович представлен нам хронистом как Славянин.
 
«... Князь Владимир Ольгердович тогда был в Киеве и держал его, и не хотел покориться Князю Витовту ...». После взятия Киева Витовт посадил непокорного Владимира Ольгердовича в Копыль, а Киев отдал своему брату Скиргайло. То, что Скиргайло, хотя и носил полностью языческое имя, был не только Славянином, но Славянином Православным, свидетельствует церемония его похорон: «... Киевляне все понесли его на головах, священники  пели отходные песни, со свечами, из города Киева к святой Богородице Печерской, и положен Князь Скиргайло чудесный и добрый подле гроба святого Феодосия Печерского. И Князь Великий Витовт послал Князя Ивана Солгимонтовича в Киев ...».
 
В этом эпизоде нам представлены все наместники Витовта в Киеве: Владимир Ольгердович, Скиргайло и Ивана Солгимонтович, все Славяне не только по именам-отчествам, но и по факту правления в центре Православной Руси Киеве. В Киеве по определению никак не могли править в ту пору еще язычники Жемайты-Летувисы.
 
«... Князь Витовт дал Смоленск Князю Василию Бораковичу ...». Наместник Витовта в Смоленске Славянин Василий Боракович, а никакой не Жемайт-Летувис.
 
«... Князь Витовт послал Князя Семена Лынговича ...». Посол Витовта Славянин Семен Лынгович, а никакой не Жемайт-Летувис.
 
«... A брат Князя Ольгерда Князь Кориат держал Новогрудок Литовский, а у того Кориата четыре сына было: Князь Юрий, Князь Александр, Князь Константин, Князь Федор ...». Соответственно они должны были быть Юрий Кориатович, Александр Кориатович, Константин Кориатович, Федор Кориатович. Это легко выводится, во-первых, по Славянским именам, и, во-вторых, что его брат был Корибутом Ольгердовичем – «... а Князь Корибут Ольгердович что-то не то стал думать и не был послушен Великому Князю Витовту ...».
 
«... Князь Великий Витовт послал Королю [Ягайло-Казимиру] восемь тысяч коп грошей с паном Немирой и Дмитрием Васильевичем ...». Еще одни послы из явно Славянского рода-племени.
 
Витовт «... старостой на тех городах [Подольских] своего посадил по имени Грановский. A потом дал Подолье Дадиголду, а потом дал пану Дадиголду Смоленск, и потом Подолье Довгерду ...». Далее по тексту явствует, что Дадиголд это Иван Дадиголд, так как «... Князя Юрия Семеновича поймали, Федьку Одинцовича, Ивана Дадиголда поймали ...». Дадиголд и Довгерд – это обычные для тех времен языческие имена, от них уже их дети будут зваться Дадиголдовичами и Довгердовичами.
 
 «... в том же году Князь Великий Витовт, собрав силу Литовскую, послал Промчислава и Князя Глеба Святославовича на Меркулая, а сам Князь Великий Витовт со всем войском за ним пошол …». Вот военачальники Витовта, все до единого – Славяне.
 
После поражения на Ворскле от Тимур-Кутлуга было много «... побито Князей Литовских, вот имена их: Князь Андрей, пасынок Князя Дмитрия, да Князь Андрей Ольгердович Полоцкий, да брат его Князь Дмитрий Брянский, Князь Иван Борисович Киевский, да Князь Глеб Святославович, да брат его Князь Семен, да Князь Михаил Подберезский и брат его Князь Дмитрий, да Князь Федор Патрикеевич Бельский, да Спытко [наместник Короля Ягайло], который держал Подолье ...». Комментарии излишни – под Литовскими Князьями летописец подразумевал только Славян, никаких Жемайтов в этом списке нет.
 
«... Князь Дашко Федорович взял Кременец в великий четверг, посланный Витовтом. И Князь Великий Витовт сам не поехал, а послал впереди себя двух панов своих, Дмитрия да Данилу ...». Еще три наместника Витовта, опять все три безоговорочные Славяне.
 
«... Свидригайло в то время был в Полоцке и пошел на Смоленск, и Князья Русские и бояре и вся земля посадили Свидригайло на Великом Княжестве Русском ... Князь Великий Тверской Борис Александрович дал ему в помощь брата своего Князя Ярослава со всей силой своей. И пошел князь Свидригайло на Литву ... и побили их, а иных поймали, Князя Юрия Лыгвеньевича убили, а Князя Юрия Семеновича поймали, Федьку Одинцовича, Ивана Дедиголда поймали ...». Все упомянутые здесь лица – все до единого Славяне.
 
Развеем все сомнения в отношении Свидригайло, сыне Ольгерда и Тверской Княжны Ульяны, родного брата Ягайло (Король Польский) и Скиргало (Князь Киевский). Отец всех троих Ольгерд был сыном Гедемина и Ольги, Смоленской Княжны, дочери Князя Всеволода Смоленского, то есть Ольгерд был как минимум наполовину Славянин. Также мать всех троих братьев была полностью Славянской Княжной Ульяной Тверской. То есть и Свидригайло, и Ягайло, и Скиргайло были на три четверти Славянских кровей. Мало того, он должен был быть Славянином Православным, только в таком случае он мог претендовать на «Великое Княжество Русское». Он фактически явился наследником своего старшего брата Скиргайло, которого «... Киевляне все понесли его на головах ... и положен Князь Скиргайло чудесный и добрый подле гроба святого Феодосия Печерского ...» в Печерскую Лавру, куда вход язычникам строжайше запрещен.
 
В битве под Вилкомиром у Русской стороны Свидригайло «... убили тогда брата Князя Корбута Жидимина [Гедемина – тезка Великого Князя Гедемина] да Князя Ярослава Жингвеневича, Князя Михаила Семеновича и Князя Михаила Вяземского Львовича ...». Корбут и Жидимин-Гедемин сражались на стороне Руси против Литвы, то есть уже по определению они являлись Славянами.
 
После победы над Свидригайло при Вилькомире «... Князь Великий Жигимонт собрал свою силу и послал Князя Михаила, сына своего, на Русь ...». Михаил, посланный с Литвой против Руси, явно был Славянином, как и Свидригайло, эту Русь в то время возглавлявший.
 
«... Смоленск в то время держал пан Андрей Сакович от Жигимонта Кейстутовича ...». Неужели «Жемайт» Сигизмуед Кейстутович посадил Славянина Андрея Саковича в Смоленск?
 
«... Год 1452. На введение пречистой Богородицы взяли Татары Киев и воеводу Киевского пана Ивана Ходкевича ...». В Киеве вооруженными силами командовал наш земляк Иван Ходкевич.
 
«... Год от Божьего рождения 1500. Был бой великий Литвы с Москвой на Ведроши, и побили Литву, и панов живых поймали, пана Григория Остиковича, воеводу Троцкого, да Князя Константина Ивановича Острожского ...». Опять под Литовскими панами скрываются Славяне.
 
«...Год от Божьего рождения 1506. B пост Татар побила Литва под Клецком, великих людей, а гетманом был в той битве Князь Михаил Глинский ...». Литвой командовал Славянин Михаил Глинский.
 
«... Год от Божьего рождения 1517. Король Жигимонт послал войско Литовское и жолнеров и Ляхов много. А над войском Гетманом был князь Константин [Острожский], а над жолнерами пан Свирщевский ...». И вновь все военачальники представители Славян.
 
«... Король собрал войско и пошел к Торуню, и много из Литвы шло по своей воле Князей и панов с паном Юрием Николаевичем Радзивилом ...». Литовской частью командовал наш земляк.
 
«... Король Жигимонт Старый и сын его Король Жигимонт Август послали на Москву воевать войско Литовское, а с тем войском было панов [много, а командовал] пан Юрий Николаевич Радзивил. ... в Могилеве Гетман Литовский Юрий Радзивил с войском лежал пять дней и послал Гетмана дворного пана Андрея Немировича, Воеводу Киевского, и пана Василия Чижа, Конюшего дворного ... замков не взяли и пошли в свою землю к Литве на Кричев ... и в свою землю к Могилеву в целости пришли до домов своих ...». Снова все высокопоставленные Литовские военные – Славяне.
 
«... Король Жигимонт Старый и Молодой [Август] послали Гетмана Литовского пана Юрия Радзивила с войском Литовским на Московское, а с ним было Поляков много конных и пеших, наемников Литовских за пенязи, а над ними был Гетман Польский пан Тарновский ...». Войсками командовали Поляк и Литвин-Беларус.
 
«... В том году [1535] Князь Юрий Семенович Слуцкий со всеми людьми своими, и пан [Юрий] Николаевич Радзивил, Староста Жемайтский, со всей землей Жемайтской, и пан Ян Глебович Воевода Полотский со всеми Полотчанами, и Воевода Витебский пан Матвей Войтехович Янович с Витяблянами, лежали в Полоцке для сбережения от Москвы той окраины ...». Это не Жемайтия ставила своих наместников в наши города, это мы командовали Жемайтией.
 
«... Год от Божьего рождения 1539. Умер Воевода Виленский пан Ольбрехт Мартинович Гаштольд в Кернове [в оригинале – Кгереннах]. Год от Божьего рождения 1541. Умер пан Виленский и Гетман великий пан Юрий Николаевич Радзивил. Год от Божьего рождения 1545, январь. Умер пан Ян Николаевич Радзивил, Староста Жемайтский ...».
 
«... Пану Юрию Глебовичу Воеводство дали Виленское ... пану Станиславу Ольбрехтовичу Гаштольду Воеводство Трокское дали ... пану Матвею Войтеховичу Яновичу дали Старатство Жемойтское ...».
 
«... Король молодой Жигимонт Август дал пану Трокскому Иерониму Ходкевичу Старостство Жемайтское ...».
 
Вот истинные наместники Литвы-Беларуси в Жемайтии-Летуве. Никаких Жемайтов в списках Литовской знати и Литовских наместников не значится, все там только Славяне.

4.1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Почему в окружении Великих Князей Литовских были Немира-Немиров, Иван Олгирмонтович, Владимир Ольгердович, Юрий Наримунтович, Василий Баракович и вся перечисленная в этом разделе масса Славянского народа? Почему они не приглашали в свои ближайшие помощники Жемайтов-Летувисов, почему Жемайтов-Летувисов не ставили в другие города? Почему вся Литовская знать и все Литовские наместники сплошь и рядом одни Славяне? Почему эти Славяне всегда правили Летувой-Жемайтией? Никаких парадоксов не возникает только в случае признания очевидного факта – все элита Великого Княжества Литовского была Славянской.
 
1. Вся высшая Литовская знать и все Литовские наместники, как в Литве, Руси, так и в Жемайтии, были только Славянской национальности.
 
2. Это не Жемайтия-Летува ставила своих наместников в Славянские города, это Славянская Литва-Беларусь ставила своих наместников в Жемайтию-Летуву.

5. КТО БЫЛ ЛИТВОЙ, КТО БЫЛ ЖЕМАЙТИЕЙ,

ИХ РАНГОВЫЕ МЕСТА В ЖИЗНИ ВКЛ

И ГДЕ ЧЬЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ

Не можем не привести полностью отрывок, писанный очевидцем коронации Сигизмунда Августа на Великое Княжество Литовское, он же третий автор Евреиновской летописи.

«... Королевичу Жигимонту Августу, сыну Жигимонта, Великое Княжество Литовское и Русское и Жемайтское поднесено на день святого Луки Евангелиста в году от Божьего рождения 1529. B тот день был его день рождения и подношение в том же году. И в ту же осень, в месяце октябре в 18 день и Жигимонт, нареченный Августом, и магистрат были в Вильне ...
 
По первое Бискупы приложили прелаты, Князья и паны Рады и городов земель своих сели все, потом сели магистрат и Король Жигимонт, и возле себя посадил сына своего Жигимонта, нареченного Августом, а возле сына своего села Королева Бона.
 
По правую руку сидели Бискупы и Князья: первым Бискуп Виленскии Князь Ян, потом Князь Слуцкий Юрий Семенович, потом Князь Павел Александрович Гольшанский, Князь Бискуп Жемайтский Вешкелович, Князь Бискуп Киевский и Мстиславский Михаил Жеславский, потом Князь Федор Михаилович Чарторыйский, потом Князь Андрей Сендюкович, потом и другие Князья многие.
 
Слева от магистрата сидел Воевода Трокский и Гетман наивысший и Староста Браславский и Винницкий, Князь Константин Иванович Острожский, потом Воевода Виленский Канцлер наивысший и Староста Бельский пан Ольбрехт Мартинович Гаштов, потом пан Виленский Староста Гродненский пан Юрий Николаевич Радзивилович, потом пан Трокский Староста Жемайтский пан Ян Станиславович, потом Маршалок великий Воевода Новгородский владелец Мерецкий и Волковысский пан Ян Янович Заберезинский, потом Воевода Полоцкий владелец Перловский пан Петр Станиславович Кишчич, потом Воевода Витебский пан Ян Юрьевич Глебович, потом Воевода Подляшский пан Иван Богданович Спежич, потом Староста Бресткий пан Александр Иванович Ходкевич, потом Подскарбий земский Староста Слонимский и Каменецкий пан Боруш Боговитинович, потом Подкомморный пан Николай Пацевич, потом Староста Пинскии,
 
Клецкий и Гродненский и Рогачевский пан Ивашко, потом Конюший дворныи владелец ... енский пан Василий Богданович Жичь, потом Староста Мстиславский пан Ян Юрьевич Илышич, потом панове многие сидели, панове Ляшские сидели же между собой, a против могистрата блиско сидели два Царевича на лавках, a на земле сидели по правой стороне и с лева от всех их по три улана, а против магистрата справа сидели паны Киевские, а возле уланов сидели Смоляне и Полочане, а возле Полочан Новогрудцы, а возле их Витябляне, а возле Витяблян Жемайты, и Волыняне не сели из-за спора с Жемайтами ...».
 
В качестве дополнительных доказательств приведем еще одну цитату: летом 1543 года на венчании «... Королевы [имелась в виду принцесса] Чешской Альжбеты, дочери Короля Фердинанда ...» с Королем Польши Сигизмундом Августом от Литвы присутствовали «... пан Иероним Александрович Ходкевич, Подчаший Литовский, брат его пан Григорий, пан Юрий Ходкевич, пан Николай, пан Маршалок Ян Радзивил, пан Николаи Юрьевич Радзивил и Радзивил сын пана Виленского ...».

5.1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Список аристократической верхушки, приглашаемой на церемониалы высшего порядка, такие как коронация, состоял только из лиц Славянской национальности.
 
2. Среди аристократической верхушки, приглашаемой на церемониалы высшего порядка, такие как коронация, не было ни одного из числа Жемайтов-Летувисов.
 
3. Ранговое место Жемайтско-Летувского представительства на церемониалах высшего порядка, такие как коронация, было последним вместе с Волынью.
 
4. Представительство аристократической верхушки, приглашаемой на церемониалы высшего порядка, такие как коронация, от Литвы-Беларуси было персональным с перечислением должности и шляхетского титула, в то время как Жемайтия на этих же мероприятиях шла единой обезличенной массой.
 
5. Интересен вопрос: почему Волыняне отказались садиться рядом с Жемайтами? Оригинальный текст «... волынцы не сЂли за спором з Жемоитию ...» может быть прочитан двояко:
 
— места всем не хватило, и кто-то из крайних должен был стоять;
 
— как демонстративный отказ садиться рядом с Жемайтами из принципа «лучше стоять, чем сидеть рядом с ними».
 
Невозможно представить, чтобы на таком заранее спланированном важнейшем мероприятии не было предусмотрено места для всех. Поэтому мы склонны думать, что Волыняне отказались садиться рядом с Жемайтами в знак неуважения к ним из принципа «сидеть рядом с ними это для нас позор».
 
6. Роль Литвинов Литвы в политической жизни ВКЛ была первой, роль Жемайтов в политической жизни ВКЛ была последней.
 
7. При интерполяции описанных высших церемоний на современность легко устанавливается, что историческими наследниками Литвы могут являться только современные Беларусы, а историческими наследниками Жемайтии могут являться только современные Летувисы.

6. РАНГОВОЕ МЕСТО ЖЕМАЙТИИ В ВКЛ

Ольгерд при походе на Москву 1370 года «... отпустив посла, собрал войско свое Литовское и Русское ...» Жемайтского войска нет.
 
Ольгерд именуется как «... Великий Князь Литовский и Русский, и Жемайтский Ольгерд копье свое под Москвой приклонил ...». Ранговое место Жемайтии – последнее.
 
Витовт в 1392 году «... пошел в Литву и сел на Великом Княжении Литовском в Вильне. И были рады вся земля Литовская и Русская ...». Косвенно выходит, что земля Жемайтская была недовольна. Правда, она в то время была почти полностью продана тем же Витовтом Тевтонскому Ордену за военную помощь ему в борьбе за трон я Ягайло.
 
Перед назначенной коронацией в Луцке «... Князь Великий Витовт держал Великое Княжество Литовское и Русское и иное земли много ...». Жемайтия идет в числе обезличеснных «прочих земель».
 
«... И пребывая Казимир [Ягайло] Королем Польским и Великим Князем Литовским, и Русским, и Жемайтским ...». Ранговое место Жемайтии привычно третье.
 
Сигизмунд Старый «... правил на Королевстве Польском и Великом Княжестве Литовском и Русском, Прусском, Жемайтском и иных 42 года ...». А здесь уже Пруссия обогнала Жемайтию, отбросив ее на четвертое место.
 
Ну и здесь к слову заметим, что вся «Хроника Великого княжества Литовского и Жемайтского» писана только про Литву-Беларусь и Русь-Украину, в ней совершено не хватило места для Жемайтии. Поэтому этот исторический источник по контекстному содержанию легко можно озаглавить как «Хроника ВКЛ».

6.1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В титулах высших должностных лиц Жемайтия всегда стоит на последнем месте, либо ее нет вообще.

7. ЯЗЫЧНИКИ И ПРАВОСЛАВНЫЕ

«Хроника Великого княжества Литовского и Жемайтского», как и все Беларуско-Литовские летописи, показывает Литву в традиционном языческом ракурсе. Приведем только красноречивые цитаты.
 
«... И князь великий Куковойт, любя мать свою, устроил идола [болвана] на образ ее, чтя ее память, ... и потом тот идол сгнил и на том месте выросли липы, и те липы славили и за Бога их имели ...».
 
«... Утенут ... любя отца своего, Великого Князя Куковойта, устроил идола на память отца своего и поставил его на горе одной над рекой Святой недалеко от Девялтова, которого славили и за Бога его имели. A потом тот идол сгнил, и там роща выросла, и люди ее славили и прозвали его именем государя своего Куковоита ...».
 
«... И возопила Русь великим плачем, что так свирепо [в оригинале – люто] побита вся от безверной [в других версиях этой фразы – поганой] Литвы ...».
 
Святорог «... просил сына своего Скирмонта [также Гомонта-Кгомонта-Кгирмента], чтобы на том месте было сжигалище устроено, где бы его мертвого сожгли. И приказал сыну своему, чтобы после смерти его на том месте, где бы его сжег, всех Князей Литовских и знаменитых бояр сжигание было, и чтобы уже нигде в других местах тела мертвых не сжигались, только там, потому что перед тем сжигали тела мертвых на том месте, кто где умрет ... И с того времени Князей Великих Литовских и бояр там их тела сжигали ...».
 
Вместе с тем имеются прекрасные примеры плавного перехода язычников Литвы в Православие.
 
Жители Литвы «... хоть и язычниками были, а всегда потом себя знаменовали [крестились], так как судный день должен быть, и верили в воскрешение из мертвых и одного Бога, который придет судить живых и мертвых ...».
 
Взял в жены «... Гинвил дочку у Великого Князя Тверского Бориса по имени Марию, для которой и окрестился в Русскую веру, и дали ему имя Борис. И тот Гинвил, называемый Борис ... с той женой имел сына Рогволода, названого Василием ...».
 
«... И живя Римонт [Наримунт] у Князя Льва, научился языку Русскому, и полюбилась ему вера Христова [в оригинале – вера крестьянская, очевидная ошибка малограмотного переписчика] и крестился, и крестившись понял, что этот мир есть ничто, и, оставив мир, постригся в монахи и назван именем Лавруш [Лаврентий] ...».

7.1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, Литва в традиционном понимании средневековых хронистов была языческой страной, ее переход в Православие происходил естественным образом длительное время.

8. ПАРАДОКС ПРОТИВОСТОЯНИЯ И

ЕДИНСТВА ЛИТВЫ И РУСИ

8.1. ЯЗЫЧЕСКО-ПРАВОСЛАВНАЯ ВОЙНА

«Хроника Великого Княжества Литовского и Жемайтского», как и другие составные части «Свода Беларуско-Литовских летописей», довольно широко повествует о войне Христианской Руси с языческой Литвой. Будучи наименее осведомленной, в сравнении с той же «Хроникой Быховца» и «Хроникой Литовской и Жемайтской», она указывает на эту войну отдельными эпизодами. Но в этих эпизодах четко вырисовывается единая система – война велась не на межэтнической почве, а чисто на религиозной.
 
«... И учинят договор между собой Князья Русские, начав войну против Великого Князя Рингольта, желая его согнать с отчин своих, городов Русских ...». Здесь речь идет об отце Миндовга Рингольте, который по ряду предположений и занял Новогрудок, и его войне с Галицией. Именно следствием этой войны и стал знаменитый договор 1219 года между Галицкой Русью и языческой Литвой, в котором в качестве подписантов с Литовской стороны присутствовали Литовские Князья Миндовг, Булевичи и Рускевичи. Самого Рингольта не было по причине того, что он остался в Новогрудке.
 
Тройдень «... великие войны устраивал с ними, с Русью и с Мозовшанами, и всегда взыскивал, и над землями их сильные свирепства чинил ...». Здесь речь идет о языческо-христианской войне.
 
Гедемин «... пошел на Князей Русских, и придя сперва к городу Владимиру [Волынскому] ... и Князя Владимира Владимирского самого убил и рать его всю побил, и город Владимир взял, и потом пошел на Князя Льва Луцкого ... A Князья и Бояре Волынские били челом Великому Князю Гедемину, чтобы у них пановал и государем у них был, а земли их не казнил ... и скоро Велик день [Рождество Православное] миновал, и он, собравши все свои силы Литовские и Жемайтские, и Русские, пошел на другой неделе после Великого дня на Князя Станислава Киевского ... И учинили бой и сечу великую, и помог Бог Великому Князю Гедемину, побил всех Князей Русских наголову, и войско их все побитое на месте осталось ... и затем Князь Великий Гедемин пошел со всеми силами своими до Киева, и осадил город Киев, а Киевляне начали от него обороняться. И стоял Князь Великий Гедемин под Киевом месяц, а затем ... они, договорившись вместе, поддались Великому Князю Гедемину ... и услышали то пригороды Киевские, Вышегород, Черкасы, Канев, Путивль, Слеповрох, что Киевляне передались с городом ... и все пришли к Великому Князю Гедемину ...».
 
Напомним, что Гедемин описывается всеми историческими документами как ярый сторонник язычества, не преминула это заявить и «Хроника Великого Княжества Литовского и Жемайтского»: «... тот Лиздейко у Князя Гедемина жрецом наивысшим, попом поганским был ...». Поэтому описанный поход можно смело относить к захватническим войнам на религиозной основе – с одной стороны языческая Литва, с другой – союз Русских Князей, основанный на Христианской вере.
 
Веры в затрагиваемом хроникой регионе было три: у Кейстута «... было шесть сыновей: первый Витовт, когда скрестился в Русскую веру дано ему имя Юрия, а когда крещен был в Ляшскую веру дано ему имя Александр ...». Таким образом, эти веры: языческая – Литва, Православная – Русь и Католическая – Ляхи-Поляки.
 
Знаменитая история про антихристианские бесчинства Андрея Полоцкого и Святослава Смоленского, приводимая многими летописями, также показывает противостояние Христиан и язычников: «... Князь Святослав Смоленский учинил себе договор и дружбу с Князем Андреем Полоцким: Князь Андрей в Литву, а Святослав к Орше. И съехавшись много лиха Христианам учинили, не по-христиански не по-человечески мучили людей немилостиво, запирали в избах и зажигали, а иных людей под стену головами клали, ланцугами большими поднимая храмы, и сзади людей жгли, а иных женщин и мужиков и малых деток на колья тыкали, и иных мук не могу записать, которые муки Христианам делали. Таких мук ни Антиох законопреступник не чинил, как те поганцы Христианам чинили ...».
 
В качестве итоговой фразы мы представляем следующую цитату, встречающуюся во многих первоисточниках: «... И возопила Русь великим плачем, что так свирепо [в оригинале – люто] побита вся от безверной Литвы ...». Именно таким а никаким другим образом описывают летописи поражение Православной Руси от языческой Литвы.

8.2. ЕДИНСТВО ЛИТВЫ И РУСИ ПО ОБЩЕМУ ЭТНИЧЕСКОМУ ПРИЗНАКУ

В то же время хроника неоднократно передает нам совершенно противоположный контекст – единство Литвы и Руси против единого внешнего врага. При отражении нашествия заволжского Царя Курдаса «... в то время Царь заволжский Курдас встал со многими ратями Татарскими на Русскую землю. И князь Скиргайло [по Румянцевской версии Тронята] собрался с войсками своими, с Князем Писимонтом, Великим Князем Туровским, и со всеми силами своими, и к тому обменялся послами с Князьями Русскими ... И со всеми соединившись за одно, и пошли против Царя Курдаса ... и помог Бог Великому Князю Скиргайло [по Румянцевской версии Троняте] и Князьям Русским: и Царя Курдаса и все войско его наголову побили ...».
 
В этом эпизоде Русью правила Литва посредством своего высшего наместника Скиргайло (о том, что он был Православным Славянином, смотри здесь раздел 4). Отметим также и Князя Туровского Писимонта, который также наверняка являлся Православным с языческим именем.
 
Возникает резонный вопрос – если религиозные ценности были разными, если Русь по факту была завоевана, то какие основания были у этих двух народов так долго жить и бороться вместе? Если нет общих интересов, то при первом же удобном случае Русь должна была «отколоться» при первом удобном случае, но этого не случилось на протяжении почти полтысячелетия! Этот союз Руси и Литвы мог состояться только по одному общему критерию – на основе их этнической общности, что в этой статье было показано ранее – это был союз Славянских народов.

8.3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, мы имеем, с одной стороны вооруженный захват язычниками Литвы Православной Руси, и с другой стороны их единый военный союз. Поэтому распространение Литвы на территорию Православной Руси, то есть на самый юг современной Беларуси и современную Украину, шло посредством вооруженного конфликта, в основе которого была не национальные различия, а религиозное противостояние язычников Литвы и Православной Руси. Как только этот захват по религиозному отличительному признаку состоялся, Литва и Русь объединились по общему этническому признаку.

9. ЭВОЛЮЦИЯ ГРАНИЦ ЛИТВЫ, РУСИ И ЖЕМАЙТИИ

9.1. ЭВОЛЮЦИЯ ГРАНИЦ

Изначально все хроники «Свода Беларуско-Литовских летописей» понимают под Русскими городами все города современной Беларуси, включая и Вильню (Хроника Литовская и Жемайтская – «... края Русские от Вильни до самых порогов Немановых, которые за Копылем в пяти милях начинаются ...»). Под городами Русскими имелся ввиду и Новогрудок: «... Тот Рингольд, придя с этого побоища к Новогрудку, и был в Новогрудке ...». Именно за эти самые Русские города «... и учинят договор между собой Князья Русские, начав войну против Великого Князя Рингольда, желая его согнать с отчин своих, городов Русских ...».
 
«... A брат Князя Ольгерда Князь Кориат держал Новогрудок Литовский ...». Уже в середине 14 века Новогрудок в общепризнанном понимании является Литовским.

При Гедемине в начале 14 века «... Немцы того Гетмана обогнав, тот город Куносов [Кауна-Ковно-Каунас] осадили, и из больших пороков весь разбили, и того Гетмана из того города увели и в плен повели, и в земле Жемайтской осели ...». Из этих строк мы видим, что Кауна-Ковно-Каунас в понимании авторов был последним оплотом земли Жемайтской, где-то за ним по дороге на Вильню начиналась Литва. Но Кауна-Ковно-Каунас лежит посреди исторической и современной Аукшайтии, город делит ее примерно пополам. Уже на основании этого можно сделать вывод о том, что Литва – это и не Жемайтия, и не Аукшайтия.

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ В ТРЕТЬЕЙ ЧАСТИ

 
В. Антипов
 
Минск, июль 2012 год
 
dodontitikaka@mail.ru