ЭТО ПОДДЕРЖИВАЕМОЕ ЗЕРКАЛО САЙТА DODONTITIKAKA.NAROD.RU - NAROD.RU УМЕР
ТАК КАК СЕРВИС UCOZ ОЧЕНЬ ОГРАНИЧЕН, СТАТЬИ ПУБЛИКУЮТСЯ НА НЕСКОЛЬКИХ СТРАНИЦАХ
ЕДИНАЯ ТЕОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА ЛИТОВСКОГО:
ОТ СОЮЗА ЯЗЫЧЕСКИХ ПЛЕМЕН
К ЧИСТО СЛАВЯНСКОМУ ГОСУДАРСТВУ
ЧАСТЬ 39
15.39.3. ТОПОНИМИЧЕСКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ПРИСУТСТВИЯ СЛАВЯН В ЖЕМАЙТИИ
Надежным доказательством нашей точки зрения служит наличие в Жемайтии топонимов, характерных исключительно для Славянских поселений. «Вацлаў Пануцэвiч. Лiтва I Жамойдзь. Розныя краіны і народы. Мінск, Харвест, 2014» начиная со стр. 239 дает топонимические доказательства наличия Славян на территории современной Летувы, многие из которых относятся к раннему средневековью (это может рассматриваться как применимое к Жемайтии дополнение раздела 15.7.9, где мы рассматривали топонимические доказательства исхода Западных Полабских Славян в Восточную Европу).
ГУДЫ. «... Заселение Славян до Дубиссы и Юры и даже на всю Жемайтию доказывают и старые названия, характерные для Жемайтов, которыми они обозначали Славян – это типа "гуды": Gudajtė, село в районе Паневежи, Gudajcie,село Ковенского повета, в 1827 году имела 12 хат, Cudajcie Шавельскага павета – 37дворов, Gudakienie, деревня хозяйская (государственная) Трокского повета, Гуданцы, село Сейненскога повета, Guddaschen, село возле Рагнеты [замка Раганиты], Guddatschen, село в повете Gumbinnen (Пруссия), там же возле Інстэрбурга Guddehlen, Guddelen двор повета Dakheim, Gudden село повета Тыльзіт, Guddin, фольварк повета Gumbinnen, Gudele село павет Sejny – 16 хат, 144 жителя. Там же другое село Gudele – 7 хат, 71 житель, третья и четвертая также Gudele, два села Gudele (12 и 14 хат) в Мариампольском повете, Gudele возле Паневежи 11 хат, Gudele возле Россейнов, Gudele возле Шавлей – 46 дворов, там же озеро и взгорье Gudele и деревня Gudeliški в повете Кальвария, Gudele в Кальварийском повете (13 хат, 100 жителей), три села Gudele в Вилкомирском повете (10, 30, 12 хат), Gudellen село плвета Stolupjany, Gudessy деревня в Шавельском повете, Gudlen, Gudlina, Gudnichen, Gudnik, Gudniki, села повета Rastenburg, Gudnik повет Lipstadt, Gudschen деревня повет Рагнета [Раганита], там же деревня Gudschenschen, Gudwallen, Gudweinen павета Darkheim, Gudgalen деревня и фольворк возле Рагнеты [Раганиты], Gudojcie деревня повета Шавли, Gudupy днрнвня (17 хат, 129 жителей) повета Кальвария, Gudwaitschen деревня повета Столупяны, Gūdy деревня повета Россейни, Gudyny деревня (24 хаты, 227 жителей) повета Мариамполь, Gudyrvy деревня поветп Россейни, Gudyški две деревни повета Мариамполь, Gudyški две деревни повета Шавлі, Gudyški деревня возле Rasieny, Cudziany деревня в Ковенском повете и другие ...».
Реального альтернативного объяснения приведенных топонимов с корнем «Гуд» мы не отыскали, надежного отпора со стороны Летувских этимологов нет. Таким образом, топонимы с ключевым корнем «Гуд» можно отнести к надежным свидетельствам существования Славянских поселений на территории исторической Летувы с доисторических времен. И эти поселения могут отождествляться только со Славянами Беларусами, так как только их Летувисы до сих пор именуют «Гудами».
КРИВИЧИ. «... От слова "кривичи": Крива озера в повете Сувалским, над этим озером старая деревня Крива (в 1827 году 43 дыма и 325 жителей), Крива поселение шляхетское повета Вильни, Криволандзи деревня в повете Вилкомирском (в 1827 году 129 жителей), Криволандзи поселение шляхетское в Виленким повете, Криволужи поселение хозяйское на Вилии, Кривонисы деревня (в 1827 году 24 дыма и 202 жителя) в повете Свенцяны, Криіваны деревня в повете Ашмянском, Криваны двор над рекой Вилией в повете Троки, там же друтой двор Криваны над о зером Рудессой, Криванцы деревня в повете Сейны, Кривоселлье поселок над озером Кевня в повете Свенцяны, Кривашуны деревня в повете Трокским, Кривин старое городище возле Прусской границы над рекой Кривянка (у 1827 году 1301 православных и 26 католиков), Кривовшчина поселение над Двиной, Кривулька три большие деревни в северной Сувалышчине, Кривулька около речки в Сувальшчине, Кривля околица шляхетская в Ашмянском повете, Кривна деревня возле Режецы, Кривск деревня хозяйская (в 1827 году 23 дыма, 268 жителей) в повете Ашмяна, Крева городок хозяйский с старым замчищем в повете Ашмянском, Кревив поселение и двор в повете Сейны, Кревін двор в повете Россейни, Кревив деревня и двор возле Режецы, Кревичи деревня в повете Дисненском, Кревны деревня хозяйская над рекой Насевалкой в повете Виленским. (в 1866 году 14 дымов, 146 жителей), Kreviany две деревни в Сувальшчине, Krevič деревня в повете Прудніцком (Пруссия), Kreviele деревня в повете Виленском, Krevincy деревня в повете Сейны, Krėviški деревня в повете Виленским, Krevniški деревня и фольварк в повете Кальвария (старая хозяйская деревня, в 1827 году 17 дымов и 117 жителей), Krevy деревня в бывшем повете Владиславском (Жемайтия), Krevy деревня в повете Россейни, Kryve озеро в повете Сувальском, там же другое озеро Kryve возле деревни Kryvulka, Kryve озеро в Августовском повете, Kryviec деревня под Сувалками, Kryviensk деревня в Пруссии на границе с Мазуршчиной, Krewehnen деревня и двор в повете Тельзит, Krewile деревня в повете Шавли (в 1827 году было 15 усадеб), Krewna река в в бывшем повете Новаалександровским Ковенской губернии, вытекает из озера Antokrewne.Недалеко там же озеро Сорты, иначе Кревское. Над этой речкой находятся деревни: Antokrewnie, Užukrewnie; Pakrewnie, Snkrewnie i Krewno. Crewiilschen двор в повете Инстербург (Пруссия), там же Krewciwmiejza (Russendorf), Kriwe три деревни в повете Margrabava (Пруссия), там же Kriwen старая деревня, Kriwe или Krummendorf в повете Kromitz, Kriwe озеро в повете Алецким (Пруссия), Kxywe дзве деревни в повете Алецким (Пруссия), там жа Alten-Gross-Klein-Kriwe (Старое, Большое и Малое Крыве) ...».
Топонимы и гидронимы с этим корнем особо показательны, так как Латыши до сих пор называют нас «Кривас», то есть «Крива». Теперь сравним толкования этого слова. Летувская сторона традиционно настаивает на Летувском корне со значением «кривой», в итоге получаем, что все перечисленные названия «кривые». Но вспомним, что Вильня также «кривая», и в трактовке названия нашей второй столицы Летувская и Беларуская стороны сходятся. Зачем тогда понадобилось Летувисам создавать параллельный ряд «кривых» поселений? Эту версию напрочь опровергает ореол распространения подобных названий – он заходит далеко вглубь территории Беларуси, где представителей Летувского племени никогда не было, то есть некому было называть поселения «кривыми» на Летувский манер. Славянские же этимологи единодушно сходятся во мнении, что изначальным словообразующим стало племя «Кривы-Кривичей», которое образовалось от Славянского слова «кровь» в значении «кровные», то есть племя людей одной крови. И только потом по этому племени стали образовываться топонимы и гидронимы. Славянисты считают, что верховные языческие жрецы Криве-Кривейто, жившие в Россонах-Россейнах также были из этого племени. Среди двух вариантов бесспорно более логичным выглядит Славянский вариант.
ЛЮТИЧИ. «... От слова "Лютичи": Lucyn городок возле Режицы, Lucyniški деревня хозяйская (в 1827 году 208 жителей) в повете Трокском, Ludeliški поселение хозяйское в повете Вильня, Ludenrode двор в повете Гумбиннен (ГІрусия), Luderwalde поселение возле Таплецкен (Пруссия), Ludy двор в повете Шавли, Lutejka река правый приток Немана, Lutki деревня возле Ольштына (Пруссия), Lutkuny деревня в повете Шавли, Lutkus двор в повете Раганита, Lutkuški деревня в повете Навли, Lutoša деревня возле реки Лютошей в повете Ашмяна, Lutaūka деревня в бывшем повете Злотово (Пруссия), Lutyka застенок шляхетский в повете Виленском, Lutyki деревня в повете Шавли, Lutynia две днонвни на Мазурской границе с Пруссией, Lutynica правый приток Двины, Lutziken деревня в повете Gumbinnen (Пруссия), Luxethen деревня в повете Elbing (Пруссия).
Летувское объяснение связано с понятием «сильный дождь». Однако топонимов, связанных с погодными условиями типа «Ветрево-Дождевишки-Снегопадинск», не существует по той простой причине, что далеко за пределами Дождевишек идут такие же сильные дожди. Мы согласны с Вацлавом Пануцевичем, что все эти поселения получили свои названия по какой-то общности людей, и самая очевидная среди таких общностей – это Вильцы-Лютичи-Велеты.
ВЕНДЫ-ВЕНЕДЫ. «... От слова "Венды": Vendagoia городок, двор и фольварк над рекой Уркой повета Ковна. Возле этой местности произошел бой в 1384 г. между крестоносцами, которые помогали Витовту, и Литовскими войсками под предводительством Скиргайло. Деревни Venekajcie, Veneki, Vengiry в повете Россейни, Veny двор в повете Шавли.
Летувского объяснения этих топонимов мы не отыскали. Существование не просто Славянских, а именно Вендских поселений именно в этих местах территории Летувы правдоподобно ввиду соседства с бесспорно существовавшими Вендами на территории Латвии (смотри раздел 15.7.5).
ЛАБЫ-ПОЛАБЫ. «... От слова "Лабы": Labardzie деревня и двор в повете Россейни, Labaūkšty деревня в повете Россейни, Labejki поселение шляхнтское в повете Вилкомир, Labgiry старый двор и апорный пункт против крестоносцев в повете Россейни, Labašyški деревня в повете Волковыск, Labukšty деревня в повете Россейни, Labunova деревня при устье Берупи к Невяже, Labunova два двора в повете Шавли, Labunova застенок шляхетский возле Тэльши, Labomiedze деревня в повете Расейни и много других ...».
Летувисы трактуют этот набор топонимов от своего слова «хороший». Однако первоначальное значение реки Лабы-Эльбы в Славянской трактовке имеет такое же значение – «хорошая река». Против Летувской версии выступает отсутствие на карте подобных «Плохишек-Злюшек-Веселушек-Хорошек». А вот версия о том, что на «хорошей реке» образовалось племя, которое в последствии и дало названия многочисленным поселениям, выглядит как минимум жизнеспособной.
РУСИНЫ. «... Из других названий обратим внимание на Россейни (Русины), город повета за Дубиссой, выходной прастор Литвы. На этом пространстве наибольшая концентрация Славянских названий в сегодняшней Жемайтии. Там же Rusiny большая деревня, Rusiški деревня в повете Россейни, Rusiški дворв повете Шавли, Rustejki деревня в том же повете, другая деревня в бывшем Новоалександровским повете, Ruščany поселение шляхнцкое в повете Виленском, Rusnejki двор в повете Россейни, Rusaki деревня в повете Виленском и много подобных ...».
Ни Летувские Россейни, ни Беларуские Россоны никакого отношения к Руси не имеют – это языческие Балтские названия мест, в которых жили верховные языческие жрецы. Так как Летувское объяснение от слова «роса» не выдерживает никакой критики, топонимы с корнем «рус» следует признать производными от «Руси».
ВИТ. «... От слова "вит": Viduciški деревня повета Россейни, Vidugaj деревня повета Вилкомир, Viduhiry деревня повета Сейны, Viduhirqr застенок шляхетский повета Вилкомир, Vidukla городок повета Россейни, уничтоженное первый раз крестоносцами в 1352 году, дальнейшие нападения в 1371, 1376, 1377, 1378 и 1390 годах, Vidukla дворы в повете Россейни (4 двара) и один двор государственный, Vidulaiiki околица шляхетская в Ковенском повете, Vidulauki деревня возде Паневежи, Vidxiuny деревня на границе с Латвией, Vitkajty две деревни повета Россейни, Vitkajty околица шляхетская возле Телыпы, Vitkieli деревня повета Россейни, Vitkleliškį деревня повета Вилкомир, Vidiški застенок шляхетский повета Мариамполь, Vitkiški двор над Дубиссой, Vitkiški деревня повета Россейни, Vitkoūščyna застенок шляхетский в повете Вилкомир, Vitkuny деревня повета Вилкомир, Vitkuny околица шляхетская повета Ковна, Vituški деревня возле Латвии, Vitkuški двор там же, Vitaūty деревня повета Шавли ...».
Этот корень мы уже обосновывали как Славянский в разделах 15.7.10 и 15.1.1.2. Альтернативная Летувская трактовка основывается на Летувском корне со значением «середина». Эти топонимы, конечно, никак нельзя отнести к бесспорно Славянским.
ВЕЖА. «... От слова "вежа": Viežajty деревня повета Россейни, там же четыре двора такого же названия, Viežancy три деревни в Трокском повете, Viežeh деревня повета Вилкомир ...».
Летувское значение связывают с понятием «везти», то есть перечисленные топонимы в Славянском стиле можно изложить как «Извозово-Перевозово». Однако версия с образованием названий от «военных башень» кажется куда предпочтительнее.
ВОИН-ВОЙНА. «... От слова "Воин", "Война": Vajnajcie и Vajnejki деревни повета Тельша, Vainy деревня повета Россейни, Vajniekany шляхетская околица в повете Паневеж, Vajnieiki деревня повета Тельша, Вайнийкайне деревня повета Ковна, Vajnalauki шляхетская околица в повете Россейни, Вайоты деревня повет Россейни ...».
Летувская сторона утверждает, что все эти названия произошли от Летувского корня со значением «тихая», что более правдоподобно.
ВОЙНАР-БОЯР. «... От слова "войнар" (как бояр): Vajnary деревня возле Россейни, Vajnary деревня в повете Алетским в Пруссии, Vajnaryški деревня в повете Ковна (сравни Войнарово на Березине, Вайнаровка на Могилевщине), Vojnatyški деревня и двор в повете Россейни, Vajniejki деревня и двор на границе с Латвией, Vojniany двор хозяйский возле Россейни, Vojny деревня в повете Россейни, Vojniarany деревня в повете Паневеж, Vojniny две деревни и два двора в повете Шавли, Vojnatyški деревня и двор в повете Россейни, там же городок хозяйский Войнута ...».
Этот корень Летувская сторона обосновывает так же, как и корень «воин-война» –«тихая», что также более правдоподобно.
ДРУГИЕ ЧИСТО СЛАВЯНСКИЕ НАЗВАНИЯ. «... Неимоверно большое количество названий типа Слобода, в Bиленщине и Ковенщине насчитано 87 местностей, Слободка 82, Славянишки (Slavianiški), адна деревня в Трокском повете, другая в Вилкомирском (волость Курпишки), Забалотье – 59, Забалотишки (Zabalociški) – 9, Рудня – 35, Рудишки (Rudziški) – 11, Новосады – 10, Новоселье – 13, Новоселки – 114, Новый Двор – 42 ...».
Это бесспорно Славянские поселения, однако все они относятся к позднему средневековью.
ГЕРУЛИ-ГИРИ. Вацлав Пануцевич приводит топонимы с корнями «Heruli-Giry», доказывая, что все они произошли от Славянского племени, которое жило вместе с Пружанами между Одером и Лабой-Эльбой. Однако Летувская трактовка от слова «лес» полностью опровергает версию автора об их Славянском происхождении – Летувское объяснение выглядит куда убедительнее.
15.39.4. МНЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ 19 ВЕКА
А вот мнение по поводу происхождения Славян в Жемайтии Российской историографии 19 века. «Акты издаваемые Виленской археографической комиссией. Том 32. Акты Вилкомирского городского суда. Вильна. Типография А. Г. Сыркина, Большая улица, собственный дом № 88. 1907». Предисловие, автор которого все тот же район Вилкомира-Укмерге, расположенного в самом центре современной Аукштайтии видит «самые центральные области древней Жемайтской земли». «... Из числа "земян", то есть крупнейших землевладельцев, помещиков этих самых центральных областей древней Жемайтской земли, огромное большинство носят прозвища или фамилии, кончающиеся на "ский" и "ич". То есть прозвища эти имеют окончания, свойственные одному Русскому и Польскому языкам; фамилии же со специальными окончаниями Литовского языка на "айтис", "мин", "гинь", "а", "ло", "ант" и другими оказывается не более одной трети. Чем объяснить это явление? Объяснений, по нашему убеждению, в данном случае может быть два. Первое, что земяне, крупнейшие землевладельцы, помещики, в далекую старину были Русские заселенцы, Русское боярство. Что это объяснение близко к истине, это явствует из того, что между этими фамилиями есть много, несомненно, чисто Русского происхождения и свойства. Таковы, например, упоминаемые в нынешнем 32 томе в Вилкомирском повете фамилии: Андреевич, Брезинский, Бельский, Владыка, Ворошейко. Головня, Голубицкий, Григоревич, Губа, Дубасов, Девчепольский, Завиша, Жаворонок, Желтый, Жук, Каменский, Козицкий, Копоть, Кочерижич, Лопатинский, Михайлович, Комаровский, Коплевский, Николаевич, Мицкевич, Петкевич, Подлипский, Рыбачевский, Садовский, Скобейко, Скоп, Саковский, Скорульский, Служка, Седевич, Трачевский, Третяк, Тышко,. Топчевский, Хибицкий и др. Это предположение приобретает еще большую устойчивость от того, что на той же Жемайтской территории есть немало целых имений, землиц и урочищ с чисто Русскими названиями, как это можно видеть из приложенного к тому алфавитного указателя ... Второе объяснение – то, что фамилии с окончаниями на "ский" и "ич" могли принадлежать и мнимым Полякам Литвы и почитаться их созданиями. Известно из Польской истории, что коренные Поляки, из Короны Польской, с первых же пор горячо возлюбили Литовский край и зачислили обывателей его в свою Польскую национальность, выставляя Литву одним из самых драгоценнейших перлов в венце Польши или Короны Польской. Поэтому они усердно принялись превращать прозвища или фамилии природных Литовцев в Польские, с окончаниями на "ский" и "ич". Таких превращенных Литовских фамилий, в которых коренной звук еще слышится Литовский, а окончания приставлены Польские, много: Гельвановский, Курклипский, Товянский, Гинвилович, Полепский, Гечанский, Гайдамович, Водиский, Шавкотский, Грежанский и др ...».
Таким образом, Российские имперские историки 19 века, выводя теорию «Русских заселенцев» Жемайтии, косвенно обосновывают свою оккупацию этих земель, приписывая «Славян из Жемайтии» к России.
15.39.5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наличие Славянских поселений на территории расселения этнических Летувисов никем не оспаривается. Например, «Гудавичус Э. История Литвы. Том 1. С древнейших времен до 1569 года. Москва, фонд имени И. Д. Сытина, 2005» на стр. 93 и 95 отмечает: «... они превращались в административные единицы – волости (Русский термин). Появился институт тиунов (слово, также заимствованное из Русского языка) ... В долине Невяжиса замки были редкостью. Бывшая Нальшя носила характерное название Завелья ("За Вилией", по-литовски "Uznerys", то есть местность за рекой Нярис) ...». То есть Летувская историография соглашается, что, во-первых, терминологическая система государственного устройства ВКЛ была полностью Славянской, и, во-вторых, на землях центральной Аукштайтии жили Славяне, которые называли поселения согласно своей исторической традиии вразрез традициям местным.
В целом же мы заключаем, что в период с 13 по конец 16 века летописные «Жемайты из Жемайтии» так и остались «Жемайтами из Жемайтии», а летописные «Литвины из Жемайтии» превратились в «Славян из Жемайтии». Это доказывает факт доминирующего положения в Жемайтии как «Литвинов из Жемайтии», так и «Славян из Жемайтии»: в 13-14 веках Жемайтскими замками управляли Литвины, а в конце 16 века Жемайтскими землями владела Славянская шляхта.
Минск, февраль 2015 год
dodontitikaka@mail.ru