ЭТО ПОДДЕРЖИВАЕМОЕ ЗЕРКАЛО САЙТА DODONTITIKAKA.NAROD.RU - NAROD.RU УМЕР
ТАК КАК СЕРВИС UCOZ ОЧЕНЬ ОГРАНИЧЕН, СТАТЬИ ПУБЛИКУЮТСЯ НА НЕСКОЛЬКИХ СТРАНИЦАХ
ЕДИНАЯ ТЕОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА ЛИТОВСКОГО:
ОТ СОЮЗА ЯЗЫЧЕСКИХ ПЛЕМЕН
К ЧИСТО СЛАВЯНСКОМУ ГОСУДАРСТВУ
ЧАСТЬ 13
15.8.1.2. ПОГРЕБАЛЬНЫЙ ЦЕРЕМОНИАЛ
[ПЕТР] О ПРУССАХ
Пруссы «... верили, что, если кто-то является знатным или незнатным, богатым или бедным, могущественным или бесправным в этой жизни, таким он будет после воскрешения в будущей жизни. Вот почему случалось, что с умершими нобилями сжигались оружие, кони, слуги и служанки, одежда, охотничьи собаки и ловчие птицы и прочее, относящееся у них к военному делу. С незнатными сжигалось то, что относилось к их занятию. Они верили, что все сожженное воскреснет с ними и будет служить, как и прежде ...».
[ГЕНРИХ] ОБ ЭСТАХ
В 1222 году во время всеобщего восстания Эсты «... тела своих покойников, погребенные на кладбищах, вырыли из могил и сожгли по старому языческому обычаю ...».
[ГЕНРИХ] О ЛИТВИНАХ
[Генрих] свидетельствует о чрезвычайной важности соблюдения языческого ритуала погребения, говоря о голове погибшего в бою Литвина как о предмете обмена на живого пленного: «... в виде выкупа за него потом отдали голову того убитого Литвина, чтобы, получив хотя бы голову, там могли справить ему должное погребение с пиром по обычаю язычников ...».
[ГЕРМАН] О ПОГРЕБЕНИИ ОЛЬГЕРДА
«... В том же году, в то же время [в самом конце мая 1377 года], умер Ольгерд, главный Литвинский Король [Algerdem, summus rex Letwinorum – Альгерден, общий Король Литвинов]. При его похоронах, сообразно Литвинскому суеверию, было совершено торжественное шествие, с сожжением различных вещей и 18 боевых коней [In exsequiis magna pompa in crematione diversarum rerum ae 18 equorum dextrariorum secundum ritum corum - в большой похоронной процессии среди различного сожженного 18 его лошадей, в соответствии с их обрядами] ...».
[БЫХОВЦА] О ЛИТВИНАХ
«... И когда тело какого-либо Князя Литовского или пана сжигали, при них клали когти рысей или медведей ...», «... и было очень поздно ехать в Троки, и стал он [Гедемин] в долине Свинторога, где первых Великих Князей сжигали, и там заночевал ...», «... Этот Наримунт имел герб, или клеймо, от рыцарства своего такового, и тем печатался. И Великое Княжество Литовское заставил таким [печататься]: в гербе муж вооруженный, на коне белом, на фоне красном, меч голый, будто бы кого-то догоняя, держал над головой. И отсюда [герб] назван Погоня. A доживши до старости, Наримунт потом умер и похоронен был, как Князь, на сжигалище, обычаем языческим, с жалостью всего подданства ...».
[ЛТ И ЖМ] О ЗНАТНЫХ ЛИТВИНАХ
«... И возопила Русь великим плачем, что так свирепо побита вся от безверной [в других версиях этой фразы поганой] Литвы ... Святорог ... просил сына своего Скирмонта [в других версиях также Гомонта-Кгомонта-Кгирмента], чтобы на том месте было сжигалище устроено, где бы его мертвого сожгли. И приказал сыну своему, чтобы после смерти его на том месте, где бы его сжег, всех Князей Литовских и знаменитых бояр сжигание было, и чтобы уже нигде в других местах тела мертвых не сжигались, только там, потому что перед тем сжигали тела мертвых на том месте, кто где умрет ... И с того времени Князей Великих Литовских и бояр там их тела сжигали ...».
15.8.1.3. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ
[ГЕЛЬМОЛЬД] О ЗАПАДНЫХ ПОЛАБСКИХ СЛАВЯНАХ
Жертвоприношения у Славян были не только животными: «... [в языческом храме] собираются мужи и женщины с детьми и приносят Богам своим жертвы волами и овцами, а многие и людьми – Христианами, кровь которых, как уверяют они, доставляет особенное наслаждение их Богам ... ибо Боги, как многие полагают, легче вызываются посредством крови ...».
[ПЕТР] О ПРУССАХ И ЛИТВИНАХ
Жертвоприношения у Пруссов также были не только животными: «... после победы они приносили жертву своим Богам ... ныне же Литвины и прочие язычники этих мест сжигают упомянутую жертву в каком-то священном месте согласно их обряду ...».
После сражения 22 января 1261 года «... после этой сечи Натанги, желая принести жертву Богам, бросили жребий среди Тевтонов, взятых там в плен, и он дважды выпал одному горожанину из Магдебурга, знатному и богатому, по имени Хиртцхальс ... [который] был привязан к своему коню и сожжен ...».
[ПЕТР] О ЖЕМАЙТАХ
В 1320 году в Жемайтской волости Меденнике (Медники в самом центре Жемайтии) «... брата Герхарда по прозвищу Руде, фогта Самбийского, облаченного в доспехи и верхом на коне, они сожгли, принеся в жертву своим Богам ...». Данный эпизод по контексту связан только с Жемайтами, Литвины к нему не имели отношения.
[ГЕНРИХ] О ЛИВАХ, ЭСТАХ И РУСИНАХ
Около 1186 года «... Ливы из Торейды решили принести его [Теодориха, помощника первого Епископа Мейнарда] в жертву своим Богам, потому что жатва у него была обильнее, а на их полях погибла, затопленная дождями ...». В 1205 году «... семнадцать человек из них [крестоносцев] перебито было засевшими в лесу Ливами, а некоторые из этого числа принесены были в жертву языческим Богам и погибли в ужасных мучениях ...». В 1208 году Эсты-язычники «... одного Лэтта [Христианина], по имени Вардеке, сожгли живым ...». В 1210 году «... Эсты же преследовали бежавших направо и налево пеших Тевтонов, Ливов и Лэттов, захватили около ста из них, одних убили, других отвели к Имере и замучили в жестоких пытках. В числе последних было четырнадцать человек, из которых одни были зажарены живыми, других обнажили, сняв одежду, сделали им мечом на спине знак креста и удавили ...». В 2011 году «... Русин [вождь Венедов и Лэттов], как и прочие, мстившие за друзей, кого захватил, одних зажарил живыми, других предал иной жестокой смерти ...». В 1222 году язычники из Эстонской области Саккала «... схватили там Гебба, бывшего им судьей, отвели вместе с прочими Датчанами в свой замок и истязали его и других жестокими пытками; растерзали им внутренности, вырвали сердце из груди у еще живого Гебба, зажарили на огне и, разделив между собой, съели, чтобы стать сильными в борьбе против Христиан; тела убитых отдали на съедение собакам и птицам небесным ...».
[ГЕРМАН] О ЛИТВИНАХ
В 1365 году «... Литвины завоевали три замка в Пруссии ... они увели из них всех людей, убили одного Орденского брата по своему суеверному обычаю ...».
15.8.1.4. ЖРЕБИЙ-ГАДАНИЕ
Под этими определениями, впервые использованными средневековыми хронистами, понимают веру в судьбу, предначертанную свыше, веру в возможность прочитать ее посредством слепого гадания или жребия.
[ГЕЛЬМОЛЬД] О ЗАПАДНЫХ ПОЛАБСКИХ СЛАВЯНАХ
Раны-Руны-Руяны «... войско свое они направляют, куда гадание покажет ... [Жрец Ран] тщательно разведывает ответы [Святовита] и толкует узнаваемое в гаданиях. Он от указаний гадания, а Король и народ от его указаний зависят ...». Далее уже в отношении всех Славян сказано, что «... Жрец по указанию гаданий объявляет празднества в честь Богов ...». Иными словами предсказания судьбы посредством гадания являлись характерной особенностью всех Западных Полабских Славян.
[ПЕТР] О ПРУССАХ
«... Пруссы редко приступали к какому-либо важному делу, пока не узнавали, бросив по обычаю своему жребий, у Богов своих, воспоследует ли им добро или зло ...».
[ПЕТР] О ЛИТВИНАХ
24 июня 1290 года 26 Литвинов из Жемайтского замка Оукайм вышли на Тевтонский замок Раганиту. «... Когда они приближались, то, бросив жребий по обычаю их, узнали, что успех не будет сопутствовать им. Вот почему они тут же начали отступление ...». В том же 1290 году во время нападения на Польшу «... первый Литвин в войске, бросив жребий, воскликнул: "Горе нам! Плохо пойдет наше дело!" Вождь прикрикнул на него, чтобы замолчал ...». В 1323 году «... когда Литвины, гонясь за ними, пришли к месту, где братья устроили засады, то один, бросив жребий по обычаю языческому, воскликнул громким голосом: "Быстро уходим! Здесь засады Тевтонов" ...».
[ГЕНРИХ] О ЛЭТТАХ, СЕМИГАЛАХ, ЛИВАХ, КУРШАХ И ЭСТАХ
Около 1186 года в Лэттии «... собрался народ, решили узнать гаданием волю Богов о жертвоприношении ...». Там же в 1207 году «... прежде все-таки бросили жребий, желая знать волю Богов ...».
В 1208 году Вестгард, вождь язычников Семигалов, «... сверх того указывал, что жребий его Богов выпал в благоприятном смысле ...». Но «... старейшины Рижан, не обращая внимания на жребий его Богов ...» отказали ему. Те же Семигалы «... стали спрашивать своих Богов о будущем, бросали жребий, ища милости Богов, и хотели знать ...».
У Ливов «... кладут копье, конь ступает [через него] и волею Божьей ставит раньше ногу, почитаемую ногой жизни ...», или ногой смерти – по этому признаку определяли, оставить ли человеческую жертву живой или нет. Так, Эсты из Дерпта Христианского священника «... посадили на тучного быка, так как и сам он был не менее тучен, вывели из замка и стали решать жребием, кого Богам угодно избрать в жертву, священника или быка. И пал жребий на быка и тотчас его убили, а священнику, следуя воле Богов, сохранили жизнь ...».
У Куршей принцип жребия был таким же: «... Куры же, явившись со всем своим войском, оставались поблизости четырнадцать дней, ища в гаданиях помощи Богов и удобного для битвы времени ...».
У Эстов «... убивали быков и скот в жертву своим Богам, чтобы снискать их милость; но при этом убиваемые животные падали все на левую сторону, что означало гнев Богов и дурное предзнаменование ...». Также «... Эсты с большим войском шли следом, чтобы напасть с тыла, но пал в иную сторону жребий их Богов ...». Эсты «... Эзельцы, собрав большое войско, бросили жребий, чтобы узнать, угодно ли Богам, чтобы они сразились с Датчанами в Ревеле или чтобы вторглись в область Гервенскую ...».
15.8.1.5. ОТСУТСТВИЕ ПИСЬМЕННОСТИ
[ГЕЛЬМОЛЬД] О СЛАВЯНАХ
[Гельмольд] утверждает, что летописцев у Славян не было, все исторические сведения хранили Славянские старцы (смотри ниже).
[ПЕТР] О ПРУССАХ
У Пруссов не было ни письменности, ни понятия о Христе, «... поскольку они были глупцами, то разумом не могли постичь Его, а так как письменности у них не было, то не могли созерцать Его и в Писании. В самом начале они весьма дивились тому, что кто-то, отсутствуя, мог пояснить свои намерения буквами ...».
Как известно, до 16 века не имели своей письменности предки Летувисов, Латышей и Эстонцев, а Литвины заимствовали ее у Руси.
15.8.1.6. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НУЖДАЮЩИХСЯ
[ГЕЛЬМОЛЬД] О ЗАПАДНЫХ ПОЛАБСКИХ СЛАВЯНАХ
У Ран-Рун-Руян «... нигде не найти ни одного нуждающегося или нищего потому, что тотчас же, как только кто-нибудь из них ослабеет из-за болезни или одряхлеет от возраста, его вверяют заботам кого-либо из наследников, чтобы тот со всей человечностью его поддерживал ...».
[ПЕТР] О ПРУССАХ
Пруссы «... гостям своим они оказывают всяческое гостеприимство, на какое только способны...». Также как и в Славии проблема нищих в Пруссии была решена, но в отличие от Западных Славян, путь ее решения был совершенно другим: «... Никому среди них не позволено просить подаяние: нищий свободно ходит у них от дома к дому и без зазрения совести ест, когда угодно ...».
15.8.2. ЧИСТО СЛАВЯНСКИЕ ПРИЗНАКИ
О сходстве Полабских и Восточных Славян Латвии мы подробно писали в разделе 15.7.5. Подчеркнем остальные схожие прииизнакии, но уже применимые к другим Восточным Славянам.
15.8.2.1. ЕДИНЫЙ СЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК
Языковая Славянская общность (Вильцев-Лютичей-Велетов с Бодричами-Ободритами и Литвинов с Русинами) выведена нами в отдельное Положение (смотри ниже).
15.8.2.2. СОЮЗ СЛАВЯНСКИХ НАРОДОВ
Политическая и военная Славянская общность (Вильцев-Лютичей-Велетов с Бодричами-Ободритами и Литвинов с Русинами) выведена нами в отдельное Положение (смотри ниже).
15.8.2.3. ЕДИНАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СТЕРЕОТИПНАЯ СИСТЕМА ТОПОНИМИЧЕСКИХ ОБОЗНАЧЕНИЙ
Единая Славянская система топонимических обозначений (у Западных Полабских Славян и Славян Восточной Европы) подробна описана в разделе 15.7.9.
15.8.2.4. ЕДИНАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СТЕРЕОТИПНАЯ СИСТЕМА ИМЕН СОБСТВЕННЫХ
Данная единая Славянская система (у Западных Полабских Славян и ранних Литвинов) подробно описана в разделе 15.7.10.
15.8.2.5. ВЛАСТЬ НАСЛЕДСТВЕННАЯ И ВЛАСТЬ ВЫБОРНАЯ
[Гельмольд] свидетельствует, что наряду с наследственной высшей властью в Славии существовало и право выбора народа: «... сговорившись между собой, они [Славяне Бодричи-Ободриты в 1071 году] возвели Крута на Княжество, обойдя сыновей Готшалка, которым власть принадлежала по праву ...». Здесь [Гельмольд] говорит потрясающую вещь: Княжеская власть у Западных Славян, как правило, переходила по династической линии от отца к сыну, однако в экстраординарных случаях народное право выбора себе Князя было выше этих династических отношений.
Таким образом, описанные [Гельмольдом] выборы Князя у Бодричей-Ободритов являются прямым аналогом выборов Князей в Восточной Европе. Уйдя с берегов Эльбы на восток Европы, Полабские Славяне принесли туда и право выбора народом себе Князя, главы своего феодального государства (знаменитое Славянское «вече»).
15.8.2.6. СТАРЦЫ СЛАВЯНСКИЕ
Согласно [Гельмольду] летописцев у Славян не было, все исторические сведения хранили «... старцы Славянские, которые хранят в памяти все деяния язычников, рассказывают ...», повествования велись «... по рассказам древних народов ...». Во всех землях Славии, где не было Княжеской власти, были старейшины, которые выбирались из самых авторитетных личностей племени (например, [Гельмольдом] в земле Вагров упомянут старейшиной некий Маркрад).
Здесь усматривается еще одна очевидная аналогия между Старцами Славянскими на берегах Эльбы и всем знакомыми с детских лет старцами Русскими, ведущими исторический рассказ с помощью баллад, подыгрывая себе на гуслях. Совершенно очевидно, что старцы Русские возникли по образу и подобию старцев Полабских.
С другой стороны, староство являлось традиционной исторической административно-территориальной единицей в государственных владениях ВКЛ и Речи Посполитой. Так, Жемайтское староство образовано в 1409 году (первый староста – Румбольд Волимонтович, второй – его брат Кезгайло Волимонтович, после которого род Волимонтовичей превратился в род Кезгайло – Ян Кезгайло, Станислав Янович Кезгайло, Станислав Станиславович Кезгайло).
О прямой исторической связи старцев Славянских со старостами (старцами) в староствах и волостях ВКЛ говорит предисловие к «Акты, издаваемые Виленской комиссией для разбора древних актов. Том XXV. Инвентари и разграничительные акты. Вильна, 1898» стр. XVII: «... Для ближайшего наблюдения за порядком в волости и селах были так называемые "старцы" и "заказники". Бобруйская волость исстари разделялась на две половины: Виленскую и Троцкую. На этом основании и "старцев" в этой волости было два ... Если кто-нибудь из подданных являлся в чем-нибудь неаккуратным плателыциком, старец обязан был представлять такового уряду и объяснить причину неаккуратности. Он же наблюдал за целостью границ и межевых знаков всех сел своей волости, должен был знать о всех нарушениях прав земельной собственности и зорко следить, чтобы посторонние люди не имели заступов в пределы Королевских имений и не присваивали себе прав его собственности. Потому ежегодно старец осматривал в своей волости раз установленные все межевые знаки, границы общих земельных пределов между селами, деревнями и частными владельцами ...».
Таким образом, Западные Славянские старцы и старейшины превратились в старост (старцев) волостных.
15.8.2.7. ПОЛАБСКИЕ СЛАВЯНЕ И РАННИЕ ЛИТВИНЫ КАК РАЗБОЙНИКИ
Западные Полабские Славяне в глазах [Гельмольда] не только язычники, но и обычные разбойники: «... весь этот народ, преданный идолопоклонству, всегда странствующий и подвижный, промышляющий разбоем, постоянно беспокоит, с одной стороны, Данов [Датчан], с другой – Саксов [Германцев]. Не раз Великие Императоры [Священной Римской Империи] различными способами, а пастыри своим искусством пытались, не смогут ли они в какой-нибудь степени приобщить эти строптивые и неверные племена к познанию имени Божьего и благодати веры ...».
Разбойничий дух Славян особо выражен, когда [Гельмольд] противопоставляет Славянский разбой спокойной жизни земледельцев и с отсутствием у них стремления к оседлой степенной жизни, то есть к тем ценностям, которые были стереотипны для социальной среды Западной Европы, в которой воспитывался [Гельмольд]: «... Славяне весьма искусны в устройстве тайных нападений. Поэтому вплоть до недавнего времени этот разбойничий обычай был так у них распространен, что, совершенно пренебрегая выгодами земледелия, они свои всегда готовые к бою руки направляли на морские вылазки, единственную свою надежду, и все свои богатства полагая в кораблях. Но они не затрудняют себя постройкой домов, предпочитая сплетать себе хижины из прутьев, побуждаемые к этому только необходимостью защитить себя от бурь и дождей ...».
Славяне [Гельмольдом] повсеместно описываются отличными морскими разбойниками, с «... обычной своей безрассудной отвагой ...» долгое время грабившие и опустошавшие Данию. Их флот был велик, так как в 1159 году по приказу «... привести в Любек все разбойничьи корабли Славянские ... [Славяне представили] лишь небольшое количество кораблей, и притом самых старых, ловко утаив все остальные, годные для войны ...».
Вспомним Стрыйковского, который в своей «Kronika Polcka, Litewska, Zmodska I wszystkiej Rusi Macieja Stryjkowskiego. Warszawa, 1846» на стр. 180 первого тома также упоминает это свойство первых Литвинов: «... Литовский народ издавна пошел с заморских краев моря Северного [Балтийского] ... будучи с храбрыми Готами одного рода, прибыли за ними к Пруссам со своими кораблями, но так как уже деды Готов ушли были от Пруссов к Венгрии, то они, скитаясь у моря, слишком свои дела не торопили, не имея правильных дел ...», то есть просто разбойничали.
[Петр] в отношении рассматриваемого свойства крайне важен, так как четко разграничивает военные действия Литвы от обыкновенного разбоя. Цитаты: «... В том же году 15 разбойников из Литвы вошли в землю Любавскую ...», «... После этого события Литвины весьма расхрабрились, так что на другой день после Рождества святого Иоанна Крестителя 26 человек, вышедших из пределов замка Оукайм, дерзнули потревожить своим разбоем братьев из Раганиты ...», «... брат Гундрам, человек малого роста, однако умелый и мужественный, с девятью воинами погнался за разбойниками из Литвы, которые похитили десять человек и столько же коней в окрестностях замка Христбург ...», «... После этого какие-то другие разбойники из Литвы коварно напали на пять деревень в земле Любавской и убили 200 Христиан ...».
[Генрих] крайне редко прибегает к самому понятию разбоя, тем важнее его следующая цитата: «... В начале восьмого года (1206) господин Епископ, желая снискать дружбу и расположение Владимира, Короля Полоцкого, какие тот проявлял к его предшественнику, Епископу Мейнарду, послал ему через аббата Теодориха боевого коня с вооружением, но по дороге Литвины-разбойники ограбили аббата ...». Действительно, это разбой.
А вот [Герман] при описании столкновений с языческими племенами не скупится на подобное определение, для него все языческие племена – разбойники. Так, почти все сражения Христиан с язычниками ведутся «с разбойниками». Тем не менее и он единожды применил его в отношении Литвинов: «... Мемельский командор послал им на встречу письмо с предостережением, что 350 Литвинских разбойников устроили засаду против нас у морского берега ...».
Таким образом, в важнейших летописных материалах усматривается очевидное тождество между Западными Полабскими Славянами и ранними Литвинами по такому признаку, как склонность к разбойному образу жизни.
15.8.2.8. МУЖЕСТВО ПОЛАБСКИХ СЛАВЯН И РАННИХ ЛИТВИНОВ
Несмотря на свою приверженность противоположной Славянам стороне, [Гельмольд] не раз характеризует Славян как мужественных и отважных воинов. Также Славяне рисуются как свободолюбивый гордый народ: «... Славяне сбросили вооруженной рукой иго и с таким упорством старались отстоять свою свободу, что предпочитали лучше умирать, чем снова принимать Христианство, и платить дани Саксонским Князьям ...». И, что самое важное, по всему контексту его труда следует, что по этому признаку Западные Полабские Славяне явно превосходили все окружающие этносы, в том числе и Германские.
По признаку мужественности языческие племена у [Петра] расставлены в строгой иерархии. Первыми по ранжиру у него стоят Пруссы как воинственные и постоянно готовые к бою: «... едва ли был хоть один из этих народов, у которого бы не было для сражений двух тысяч конницы и многих тысяч воинов ... У каждого из этих языческих народов было много крепких замков …». Пруссы от многих захватчиков «... сбрасывали ярмо рабства с вый своих и снова впадали в прежние заблуждения [язычество] ...». Далее в его списке следуют Ятвяги: «... благородные Судовы [Ятвяги] как благородством нравов выделявшиеся ... так превосходившие их [Пруссов] и богатствами и силой. Ибо было у них шесть тысяч конницы и почти бесчисленное множество прочих воинов ...». Но на вершине мужества у [Петра] безоговорочно располагаются Литвины: «... В год от Рождества Христова 1283, в то время, когда от начала войны с народом Пруссов протекло уже 53 года и все народы в упомянутой земле были побеждены и уничтожены, так что не уцелело ни одного, который бы смиренно не склонил выю свою пред священной Римской церковью, вышеупомянутые братья дома Тевтонского начали войну с тем народом, могучим и упрямым и закаленным в сражениях, который был ближайшим к земле Прусской и жил за рекой Мемелем [Неманом] в земле Литовской, и вот как ...».
Эти слова о мужестве Славян особо контрастируют с описанием [Генриха] этносов современной Латвии. О событиях 1214 года во время похода в Эстонию он пишет: «... Ливы с Лэттами, превосходящие жестокостью другие народы и не знающие, как Евангельский раб, жалости к товарищу-рабу, перебили бесчисленное множество народу, даже некоторых женщин и детей, не щадя никого ни в полях, ни в деревнях. И залили кровью язычников все дороги и места ...». Тот же [Генрих] о событиях 1210 года: «... Ливы же и Христианские пехотинцы [Ливы и Лэтты] бросились на добычу, стали угонять коней, которых там было много тысяч, и забыли о битве с уцелевшими язычниками ...», «... вероломные Ливы, Семигаллы и другие племена ждали только исхода нападения Куров, чтобы всем вместе идти разрушать город [Ригу] ...» и «... взяв заложников у Ливов, считавшихся вероломными ...».
Таким образом, особое мужество средневековые хронисты отмечали как у Западных Полабских Славян, так и у ранних Литвинов.
15.8.3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Балто-Славянские этносы Балтийского региона имели важнейшие общие социальные признаки:
— исповедовали язычество;
— имели общий погребальный ритуал методом сжигания тела умершего;
— имели общий языческий церемониал человеческих жертвоприношений;
— имели общий принцип предсказывания судьбы методом жребия-гадания;
— не имели своей письменности:
— имели человечную систему социальной защиты нуждающихся.
2. Вместе с общими Балто-Славянскими социальными признаками летописные Западные Полабские Славяне имеют особые признаки, прямо связывающие их с Восточными Славянами:
— единый Славянский язык (Вильцев-Лютичей-Велетов с Бодричами-Ободритами и Литвинов с Русинами);
— единый принцип формирования политических и военных союзов (Вильцев-Лютичей-Велетов с Бодричами-Ободритами и Литвинов с Русинами);
— единую историческую стереотипную систему топонимических обозначений (у Западных Полабских Славян и Славян Восточной Европы);
— единую историческую стереотипную систему имен собственных (у Западных Полабских Славян и ранних Литвинов);
— единое право выбора народом себе Князя как главы своего феодального государства (знаменитое Славянское «вече»);
— единую систему выбора народом старейшин – «старцев» (у Западных Полабских Славян – старейшин и старцев, у Восточных Славян – старост);
— как Западные Полабские Славяне, так и ранние Литвины описываются разбойниками;
— и для Западных Полабских Славян, и для ранних Литвинов было характерно мужественное поведение.
3. Все описанные общие признаки:
— подтверждают Балтское происхождение Славян, или Балто-Славянское изначальное единство;
— прямо указывают на прямую связь между Западными Полабскими Славянами и Славянами Восточной Европы, или на миграцию исторических традиций.
ПРОДОЛЖЕНИЕ В ЧЕТЫРНАДЦАТОЙ ЧАСТИ
Минск, май 2013 год
dodontitikaka@mail.ru