ЭТО ПОДДЕРЖИВАЕМОЕ ЗЕРКАЛО САЙТА DODONTITIKAKA.NAROD.RU - NAROD.RU УМЕР
ТАК КАК СЕРВИС UCOZ ОЧЕНЬ ОГРАНИЧЕН, СТАТЬИ ПУБЛИКУЮТСЯ НА НЕСКОЛЬКИХ СТРАНИЦАХ
ПЕТР ИЗ ДУСБУРГА
ХРОНИКА ЗЕМЛИ ПРУССКОЙ
ВОЙНА С ПРУССИЕЙ
ЧАСТЬ 2
4.10. ВОЙНА ТЕВТОНСКОГО ОРДЕНА С ПОМЕРАНИЕЙ ИЛИ
ПЕРВОЕ ПРУССКОЕ ВОССТАНИЕ 1242 - 1253 ГОДОВ
В 1241-1242 годах Князь Померании Святополк (подробнее смотри ниже) вошел в союз с завоеванными землями Пруссии с целью изгнания с них Тевтонского Ордена, и этот союз оказался чрезвычайно мощным. Таким образом, Святополк стал фактически во главе первого Прусского восстания: «... и собрались Пруссы все, как один. Тот Святополк стал Князем и вождем их, и рукою крепкою и мышцею высокою они вошли во внутренние пределы упомянутой земли и всех старых Христиан, пришедших из Алемании на подмогу земле Прусской, подвергли, к прискорбию нашему, избиению, а женщин и детей увели в вечный полон ...».
Восставшие сперва разорили «внутренние пределы» Пруссии (Вармию, Бартию, Погезанию и Натангию), «... взяв все замки, кроме Балги и Эльбинга, до основания уничтожили их, перебив всех до единого братьев и Христиан ...». После «... они разорили внешние пределы, а именно землю Помезании и Кульмскую, мечом и огнем, захватив и до основания разрушив все замки и укрепления, кроме трех, а именно – Торуня, Кульма и Редина ... из народа Божиего, проживающего там в похвалу и славу Его, они убили 4 тысячи ...».
В итоге «... вся земля Прусская казалась обагренной кровью христианской ...».
3 декабря 1242 года крестоносцы «... пришли к замку Святополка Сартовице и, приставив лестницы к стенам и потихоньку войдя, обнаружили 50 человек, оставленных для его охраны ...» и «... началась между ними жесточайшая битва ... наконец сам Бог ... послал братьям помощь и победу с неба ...».
Этой же зимой в ответ на это Святополк «... осадил упомянутый замок Сартовице, и упорно атаковал его пять недель ...». Во время осады он совершил жестокий набег на Кульмскую землю, после этого последовало сражение под Сартовице, где Святополк, «... обратившись в бегство, постыдно отступил ...».
Летом 1242 года Святополк с Прусско-Померанским войском совершенно «... разорил землю Кульмскую ...», разорение последовало после грандиозного сражения под Кульмом 15 июня 1242 года, где Святополк праздновал победу. Опустошение Пруссами Кульмской земли летом 1242 года было таким кошмарным и кровавым, что крестоносцы говорили «... Горе нам! Для чего родились мы видеть разорение народа нашего и разорение земли нашей и оставаться здесь, когда она предана в руки врагов? Убиты старики его, юноши его пали от меча врага. Та, что раньше была свободной, сделалась рабой ...». Так как «... в граде Кульмском не стало мужчин, ибо все они были убиты в вышеупомянутом сражении ...», то Епископ Кульмский «... вменил вдовам во отпущение всех грехов взять в мужья слуг своих ...».
В конце августа 1242 года Орден заключает договор с Польшей «... чтобы пойти с войском против Святополка ...». В том же году союзники «... пошли с большим войском на его [Святополка] замок Накло ...» и «... жители замка, испугавшись, ... сдали замок братьям ...». Войско двинулось вглубь Померании, где крестоносцы «... что можно было предать огню, они сжигали и, убив многих и захватив женщин и детей, вернулись с огромной добычей ...».
Скорее всего в конце 1242 года Святополк «... видя, что отныне не может оказывать отпор братьям, пришел к легату и братьям и смиренно пред ними признал, что заблуждался в своих действиях против веры и Христиан, моля коленопреклоненно, чтобы над ним сжалились и помиловали его ...». Заключается мирный договор и «... чтобы примирение между ним и братьями было прочным, Святополк отдал братьям в залог замок свой Сартовице и сына своего перворожденного Мстивоя ...» и что «... он будет помогать братьям в борьбе с язычниками ...». Вместе с тем и Орден пошел на очевидные уступки, согласившись, что крестоносцы «... никаких военных действий против язычников больше не собирались начинать без совета упомянутого Князя ...».
Перемирие было недолгим, скорее всего в 1243 году Святополк, «... нарушив мирный договор, с новообращенными вероотступниками земли Прусской и Судовами собрал весьма большую рать, которая всю землю Кульмскую ... обратила в пустыню ...». Для этого «... он собрал две тысячи людей, отменных воинов, и, переправившись на судах через Вислу, вошел в Кульмскую землю, и, когда все, что еще оставалось, продержалось два дня и две ночи, остальное он обратил в прах и пепел ...». После второго опустошения Кульмской земли «... братья из Кульма, собравшись со знатью и жителями своими из града Кульмского, видя зло, которое учинил Святополк с войском своим, рыдали и, орошая груди свои слезами, взывали к Богу ...». Жители Кульма говорили, что «... лучше бы им честно пасть в бою, чем, живя так, жалко умирать день от дня ...».
Таким образом, Пруссы в течении двух лет фактически уничтожили Кульмскую землю до основания и «... из-за этого избиения братьев Святополк возрадовался весьма великой радостью ...». События 1242-1243 годов доказывают, что это была война на полное взаимное физическое и религиозное истребление.
К концу 1243 года над Тевтонским Орденом нависла реальная угроза потерпеть поражение в этой войне, ибо крестоносцы понимали, что «... если они снова нападут на это войско [Святополка] и потерпят поражение, то потеряют Прусскую землю без надежды на возвращение ...». Но это нападение все же состоялось и «... хотя [братьев] было весьма немного по сравнению с врагами ... Святополк, напуганный этим, со всеми людьми своими бежал ...» к Висле, где во время переправы «... кроме Святополка и немногих других, утонули все те, кто отступал с ним ...».
В мае 1244 года к Тевтонцам прибывает многочисленная военная помощь и Святополк «... настолько встревожился и испугался, что, прося пощады от страха, снова получил ее от братьев, и возобновился прежний мир ...». Через несколько месяцев и этот мир был нарушен Святополком, который, «... собрав сильное войско, грозно вторгся в Куявскую землю ... и, захватив и убив там многих Христиан и совершив прочие дела, он вернулся с огромной добычей ...».
Святополк строит на Висле два ключевых замка Зантир и Швец «... чтобы совсем закрыть проход судов по реке Висле ...», крестоносцы в ответ строят ряд укрепительных замков. В результате к 1245 году формируется линия фронта между Померанией и Орденом по правому берегу Вислы и война входит в фазу редких тактических сражений. Инициатива постепенно переходит в руки Тевтонцев, они одержали ряд побед, в том числе и морских.
После провозглашения крестовых походов Папой Иннокентием 4-ым в 1245 году усиленные войска крестоносцев в 1246 году «... вторглись в землю Померании и, проходя мощным и грозным натиском, за 9 дней и ночей с великим воинством опустошили ее, так что не осталось в ней ни одного угла, где бы они не побывали с огнем и мечом ...». В ответ Святополк «... собрал весьма великое полчище ...», которое «... вдвое больше войска братьев ...». Но в кровопролитном сражении Орден одержал победу благодаря куда более лучшей тактической выучке и «... братья со своим войском вернулись с победой, и была великая радость в народе Христианском ...».
После этого поражения Святополк «... как кроткий агнец, потупив взор и лицем до земли, смиренно просил братьев, чтобы они, как обычно, благоволили принять его с благосклонным милосердием ...». И случилось третье перемирие между Померанией и Тевтонским Орденом.
Это третье перемирие 1247 года было нарушено третьим Магистром Пруссии Генрихом фон Вейде, который, «... собрав братьев и пилигримов, он выступил на войну ...» и взял замок Кишпорк, переименованный им в Христбург. Святополк ответил партизанской войной и «... не раз вредил братьям, тайком грабил людей братьев, одних убивал, других уводил в плен и по-разному досаждал им ...». Также он, «... собрав сильное войско, внезапно вторгся в Куявию ... и разорил ее огнем и мечом ...», после чего вернул себе стратегический Кишпорк-Христбург, который, ввиду его стратегической значимости, был отстроен Орденом в другом месте.
В ноябре 1249 года крестоносцы, «... во всеоружии вторгшись в землю Наттангии, они разорили ее огнем и мечом, ... учинив великое побоище ...». Но при отступлении «... Пруссы осадили их ...», взяли заложников и, потом их убив, «... напали на остальных и убили 54 брата и всех других ...». В ответ на это жестокое поражение в 1251-1252 годах с помощью прибывших из Германии воинов, «... каждый из которых грозно пересек границы упомянутых вероотступников, чтобы разрушать огнем и мечом, убивать и разорять, пока не уничтожат совсем, чтобы после они уже не смогли бы оправиться ...».
Наступление было столь мощным, что к 1253 году «... Помезаны, Погезаны, Вармийцы, Наттанги и Барты ... вернулись к вере и, дав заложников, снова подчинились власти братьев ... и по той же причине Святополк, князь Померании, изнуренный битвами и потерями, не в силах долее оказывать отпор братьям, до самого конца жизни своей неукоснительно соблюдал договор между ним и братьями [от 1248 года] ...».
«... Итак, со дня, когда началась война Святополка, прошло 11 лет, и земля Прусская успокоилась в мире ...», то есть Тевтонско-Померанская война длилась с 1242 по 1253 год.
4.11. САМБИЯ
«... Много войн велось против народа Самбийского, и перечислять их по отдельности было бы весьма долго ...». Петр не уточняет, когда началось системное наступление на Самбию, но надо полагать, что это случилось зимой 1253-1254 годов, когда Орден выиграл первое сражение.
Основной удар по Самбии и ее фактическое покорение произошло в результате пятого крестового похода на Пруссию в 1254-1255 годах, когда «... таково было множество этого войска [крестоносцев], что оно насчитывало более 60 тысяч рыцарей ...».
Конец пятого крестового похода на Пруссию и завоевание Самбии было отмечено закладкой Кенигсберга в 1255 году.
4.12. НАЧАЛО ПОКОРЕНИЯ СКАЛОВИИ И НАДРОВИИ
«... В тот же год, когда был построен Кенигсберг, Надровы, Скаловы и Судовы, соседние язычники, возмутились тем, что Самбы подчинились вере и братьям ... собрав своей силой большую рать, они прошли по земле Самбии с огнем и мечом ...». В ответ в 1256 году «... комтур Кенигсберга с войском Самбов, имея проводником [предателя Надровов, Скаловов и Судовов] Тирско, внезапно вторгся в землю ...» Надровии и «... мощным натиском взял замок Капостете ...». Затем тот же комтур «... собрал войско и напал на один рубеж земли Наттангии ... и разорил его огнем и мечом ...».
Тем самым открылась следующая глава этой кровавой книги – завоевание Тевтонским Орденом Скаловии и Надровии. В 1259 году строиться первый замок на границе Скаловии и Надровии – Георгенбург.
4.13. ВТОРОЕ ПРУССКОЕ ВОССТАНИЕ 1260 - 1273 ГОДОВ
Битва Ордена с Литвинами в Куршской земле 13 июля 1260 года послужила толчком ко второму всеобщему национально-освободительному восстанию. «... В тот же год ... Пруссы, видя, что братья понесли потери в этой битве ... снова отступились от веры и Христиан и скатились к прежним заблуждениям, и Самбы одного человека по имени Гланде, Натанги – Генриха Монте, Вармийцы – Глаппа, Погезаны – Ауттума, Барты – Дивана выбрали предводителями и вождями своего войска ...».
Итак, если в первом восстании объединительным стержнем служил Князь Померании Святополк, то сейчас мы имеем дело с советом вождей пяти Прусских земель.
Несмотря на значительную по тем временам территориальную разбросанность восставшие действовали крайне согласованно. В том же 1260 году они «... назначили точный день ... чтобы все, собравшись при оружии, всех до единого проповедников веры Христианской убить и полностью уничтожить. Что они и исполнили ...».
В 1261 году «... правители и Бароны [Алемании] встревожились ... о такого рода гонениях ...» и «... пришли на помощь упомянутой земле ...» и «... вторглись в землю Натангии, ... опустошив ее огнем и мечом ...». В результате Натангия «... снова обезлюдела ...». В ответ на это Натанги 22 января 1261 года «... напали на оставшуюся часть войска при Покарвисе ... и завязалась между ними жестокая битва ...», в которой крестоносцы потерпели поражение. В том же году Орден параллельно разорил Самбию, «... после ее разорения Самбы, собравшись, напали ...» на крестоносцев и нанесли им еще одно поражение 21 января.
Воодушевленные успехом, Пруссы «... осадили замки Кенигсберг, Крейцбург и Бартенштейн» и Хейльсберг, доведя осажденных до голодного изнеможения. Два замка крестоносцы в страхе покинули сами.
Наступление Пруссов на Орден было столь масштабным и успешным, что «... братья и Христиане земли Прусской, уже на грани гибели, смутившись духом, плакали горьким плачем ...». В 1262 году перед Орденом снова возникла угроза поражения, так как «... уже два года сражались они и всегда терпели поражение ...». Но снова прибыло вооруженное подкрепление из Германии «... с великой силой рыцарей, которые [22 января 1262 года] под вечер пришли в замок Кенигсберг ...», где состоялась битва, в ходе которой Пруссов «... всех уничтожили ...».
После этого поражения Самбы, «... гордо подняв головы, ... вызвали братьев на жесточайшую битву ...». Завязалась партизанская война, как на суше, так и на море, где они «... разбивали и уничтожали корабли братьев, везущие провизию ...». Особой ожесточенностью отличались бои за Кенигсберг.
Но постепенно инициатива войны переходила в руки Тевтонцев и к 1264 году, одержав целый ряд мелких побед, они восстановили свое господство над Самбией, в том же году началось военное давление на Бартию. Война перетекла в фазу обоюдных опустошительных набегов на земли и замки. Осады замков длились до трех лет, а замок Бартенштейн был сдан крестоносцами на четвертый год осады. Отметим, что в те времена Польша была союзницей Ордена: «... братья со своими оруженосцами, покинув замок, незаметно ушли, ... держа путь в княжество Мазовии ...».
В 1264 году «... Генрих Монте, вождь Наттангов, с сильным войском вторгся в землю Кульмскую ...» и там же состоялось Любовская битва, в которой «... убили магистра и брата Дитриха, маршала, и 40 братьев и все войско Христианское, и совершено было такое избиение народа Божиего, что считается оно большим, чем то, что было раньше в Куршском [13 июля 1260 года] сражении ...», потому что в нем «... погибли почти все видные и выдающиеся люди, чьей мудростью и усердием управлялась и земля Прусская и велась война [с Пруссией] ...».
И снова «... встревожились Короли и правители ...» Германии и зимой 1265-1266 годов прибывает войско, не выполнившее своих задач «... из-за мягкой зимы, но, оставив Христиан земли Прусской в большой опасности, воротились восвояси ...». Тогда же началось одновременное сооружение стратегических форпостных замков вокруг Кенигсберга: Тапиова (1265), Бранденбурга (1266), Фишхаузена (1268), Лохштедга (1270).
11 января 1266 года умирает Святополк, Князь Померании, и Мстивой 2-ой, его старший сын «... по смерти отца, когда он стал Князем Померании ... надоумил Пруссов, чтобы землю Кульмскую и епископат Помезанский ... они разорили с войском огнем и мечом ...». Таким образом, спустя 13 лет вновь возобновился Прусско-Помезанский антитевтонский союз. В ответ на это «... магистр с братьями, собрав большую рать, ... испепелил волости близ града и замка Дерсовии ... После этого Мстивой, князь Померании ... добился [3 января 1268 года] у магистра, чтобы между ним и магистром и братьями был восстановлен прежний мир ...».
С 1268 по 1272 год идет тактическая война с обменом точечными опустошительными ударами. В 1272 году в связи с прибывшим войском из Германии инициатива снова переходит к Ордену. В следующем 1273 году был убит один из предводителей второго Прусского восстания – Генрих Монте, вождь Натангов, в том же году был предан вождь Вармийцев Глаппо. «... Когда же были убиты вожди и все, кем велась война, Натанги и Вармийцы снова подчинились вере и братьям ...». Чуть позже погиб Диван, вождь Бартов, что повлекло за собой покорение Бартии.
Итак, 1272-1273 годы стали переломными в ходе второго Прусского восстания и «... в год от Рождества Христова 1273, когда уже Самбы, Наттанги, Барты и Вармийцы, обессиленные войной и потерями, покорились вере и братьям, Погезаны все еще продолжали упорствовать ...».
В 1273 году Погезане осаждают замок Эльбинг и в ходе осады устраивают кровавейшую бойню. В ответ на это «... магистр и братья ... чтобы отомстить за поругание убиенных, собрали всю силу войска своего и, войдя в землю Погезании, опустошая ее огнем и мечом от конца и до конца, убили мужчин, а женщин и детей, взятых в плен, увели ... и с тех пор земля Прусская успокоилась в мире ...».
Таким образом, второе Прусское восстание длилось 13 лет (а не 15, как сам указывает Петр) с 1260 по 1273 годы, которое закончилось тем, что Прусская « ... земля обезлюдела ...».
4.14. НАДРОВИЯ
В 1274 году «... магистр и братья, радеющие о расширении пределов христианских, вооружились против племени Надровов ...». В страхе перед неминуемой гибелью «... многие властительные и знатные люди из Надровии пришли со временем к братьям со всей челядью своей и, возродившись в источнике крещения, оставив идолов, служили живому Богу Иисусу Христу ...». Всех, кто оказывал сопротивление этой насильственной Христианизации, войска Ордена, «... убив и взяв в плен многих людей, их с предместьями их предали огню пожара ...».
В том же 1274 году «... Надровы, хотя до сих пор обладали большой воинской силой и многими укреплениями, оставив всякую дикость, подчинились вере и братьям ...». Таким образом, на завоевание Надровии у Ордена ушло не более года, в результате Христианизации методами Тевтонского Ордена «... земля Надровии вплоть до нынешнего дня пребывает в запустении ...».
4.15. СКАЛОВИЯ
После того как «... Надровы были завоеваны, братья направили войска сражаться со Скаловами ...». Нападение началось в том же 1274 году со взятия трех ключевых замков, одновременно братья Ордена «... прошли по ней с огнем и мечом от конца и до конца в той части, что прилегает к земле Прусской ...».
Дальнейшее наступление на Скаловию было молниеносным. Петр не уточняет конкретной даты, когда «... постепенно со всеми чадами и домочадцами пришли [Скаловы] к Христианам, оставив наследие предков ...», но надо полагать, что это случилось не позднее 1275 года.
4.16. ТРЕТЬЕ ПРУССКОЕ ВОССТАНИЕ 1275 - 1276 ГОДОВ
Едва закончилось второе Прусское восстание и «... братья вторично покорили ярму веры ...» Пруссию, как Пруссы «... снова вступили на путь мятежа ...». Петр не уточняет точной даты его начала, но надо полагать, что в 1275 году «... они все, кроме Помезан-Христиан, составив заговор, намеревались совершить зло вероотступничества ...». Степень недовольства Тевтонскими властями, очевидно, не пересекала предельной черты, так как «... никто не решался открыто выступить против братьев, кроме Погезан ...», которые пленили двух комтуров и их соратников.
Своим повествованием Петр дает понять, что третье восстание Пруссов было наименее дееспособным, поскольку многое решалось мирным путем: «... фогт Самбийский ... увел Самбов, нежно его любивших, от такого заблуждения. Когда об этом узнали Натанги и Вармийцы, то и они отступили от задуманного зла ...». А с самой непокорной Погезанией Орден расправился традиционными методами: «... братья вторглись в землю Погезании и, убив без числа мужчин и опустошив землю огнем и мечом, увели в плен женщин и детей ...». Это, очевидно, плохо подействовало, потому что «... в тот же год, осенью, братья снова с оружием в руках вторглись в вышеупомянутую землю Погезании и снова опустошили ее огнем и мечом ...». Этими двумя набегами Тевтонцы «... обратили ее [Погезанию] в пустыню ...».
Таким образом, третье Прусское восстание было самым быстротечным и закончилось уже в 1276 году, когда «... с помощью Господа Иисуса Христа все племена земли Прусской были побеждены ...».
4.17. СУДОВИЯ - ЯТВЯГИЯ
После покорения Пруссии и подавления трех Прусских восстаний в 1276 году «... оставалось еще одно [племя], а именно Судовское, сильнейшее из всех, на которое братья ... мужественно напали ...». Это случилось после того, как в том же 1276 году Судовы предприняли широкомасштабный опустошительный поход в Кульмскую землю, в результате которого набегам подверглись восемь замков с прилегающими землями, после чего с «... огромной человеческой добычей, состоящей из Христиан и прочего, они ушли ...». И «... чтобы окончательно уничтожить своего врага, братья начали войну с землей Судовии ...».
Крестоносцы с помощью наемников разоряют две волости Судовии, Судовы отвечают тем же и завязывается война, состоящая из обоюдных опустошительных набегов. Дело дошло до того, что в районе 1280-1281 годов войска «гостили» друг у друга одновременно, итогом этого «похода в гости» стало, что «... Судовы здесь потеряли больше, чем нажили в Самбии ...».
В районе 1282 года Скуманд, вождь Судовов, «... наконец со всеми чадами и домочадцами подчинился вере и братьям ...», что существенно ослабило сопротивление Судовии Ордену.
Но война продолжалась, и в этой войне медленно, но верно победу одерживал Тевтонский Орден. В 1283 году Орден берет Судовский замок Кименов, уводит в спокойную Христианскую Судовию 1600 Судовов.
Петр совершенно невнятно заканчивает свою историю про покорение Судовии: «... Многие бесконечные войны велись с Судовами. Я умолчу о них ради краткости ...». И только по другим главам можно заключить, что ее покорение было закончено в 1283 году, и с этого года «... земля Судовии по сей день пребывает в запустении ...».
4.18. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПЕТРА ИЗ ДУСБУРГА
«... В год от Рождества Христова 1283, в то время, когда от начала войны с народом Пруссов протекло уже 53 года и все народы в упомянутой земле были побеждены и уничтожены, так что не уцелело ни одного, который бы смиренно не склонил выю свою пред священной Римской церковью, вышеупомянутые братья дома Тевтонского начали войну с тем народом, могучим и упрямым и закаленным в сражениях, который был ближайшим к земле Прусской и жил за рекой Мемелем [Неманом] в земле Литовской, и вот как ...».
Таким образом, Прусско-Тевтонская война длилась 53 года, с 1230 по 1283 год, закончилась уничтожением Прусского народа, а немногочисленное уцелевшее население Пруссии было в скорости ассимилировано Немецкими переселенцами. Последний носитель Прусского языка, некий старик, живший на Куршской косе, умер в 1677 году.
А историю о войне Тевтонского Ордена с Литвой мы рассмотрим в другой статье.
5. ТЕНДЕНЦИОЗНОСТЬ ПОВЕСТВОВАНИЯ
О том, что Петр являлся официальным историографом Тевтонского Ордена и по определению не мог быть полностью беспристрастным летописцем, мы указывали. Не смотря на благоприятное в целом отношение к нему нашей группы авторов, вместе с тем не можем обойти стороной его очевидную тенденциозную «гиперборею».
1. Осада Сартовице Святополком, январь-февраль 1243 года: «... навстречу [войскам Святополка] вышел брат Дитрих, маршал, с горсточкой людей ... и, вступив в битву, нанес им великое поражение. Ибо он убил 900 человек, обратив остальных в бегство, и помимо прочей добычи, которая была велика, захватил 400 вражеских коней ...».
Петр приводит немыслимые по тем временам цифры потерь, понесенных от «горсточки людей».
2. 13 июля 1260 года в битве в земле Куршской Литвины одержали верх над войсками Ордена. «... После этого побоища враги [Литвины] погнались за бегущими людьми, ставшими настолько трусливыми, что три или четыре неприятеля убивали сто Христиан ...».
Немыслимое умение – одному воевать против 25 пусть бегущих, но хорошо вооруженных воинов.
3. В районе 1265 года во время осады замка Бартенштейн крестоносцы совершили вылазку на укрепления Пруссов, в результате которой «... из 1300 человек, назначенных для обороны их, едва ли кто уцелел, а со стороны братьев пал только маршал ...».
Удивительно, но замок Бартенштейн все равно пал – видно мало все-таки Пруссов перебили, надо было еще раз в 10 больше.
5.1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В своих описаниях Петр довольно часто использует гиперболизировано искаженные факты, которые должны усилить драматизм и остроту повествования.
6. ВОЙНА НА ВЗАИМНОЕ УНИЧТОЖЕНИЕ
Несмотря на свое стремление к Божественному миру Петр не в силах скрыть кровавого характера войны. Не можем не выделить несколько примеров этой взаимной ненависти, чтобы вывести следующее заключение: Прусско-Тевтонская война имела все признаки как физического, так и религиозного беспощадного геноцида с обеих сторон, война шла на взаимное истребление.
В 1242 году Пруссы вели пленных, одна беременная, «... когда она из-за начавшихся родов не смогла следовать за спешащим войском, тот, кто вел ее в плен, мечом вспорол живот ее, и живой младенец упал на песок, а сама она умерла ...».
В 1242 году после Прусского разорения Кульмской земли крестоносцы говорили «... Горе нам! Для чего родились мы видеть разорение народа нашего и разорение земли нашей и оставаться здесь, когда она предана в руки врагов? Убиты старики его, юноши его пали от меча врага. Та, что раньше была свободной, сделалась рабой ...».
После второго опустошения Кульмской земли Святополком в 1244 году «... братья из Кульма, собравшись со знатью и жителями своими из града Кульмского, видя зло, которое учинил Святополк с войском своим, рыдали и, орошая груди свои слезами, взывали к Богу ...».
В том же году в результате Тевтонского нашествия «... земля Померании праведным судом Божиим обезлюдела ...».
В 1246 году «... Новая вера, насажденная в Прусской земле великим кровопролитием многих Христиан ...».
В ноябре 1249 году крестоносцы, «... во всеоружии вторгшись в землю Наттангии, они разорили ее огнем и мечом, ... учинив великое побоище ...». Тогда же «... после этого побоища один человек из Наттангии вздел на копье голову брата Иоганна ...», а одного пленного крестоносца «... Пруссы привязали его живого за руку к дереву и, вспоров середину живота его, к которой примыкают внутренности, прикрепили их к дереву: после этого они, избивая его, заставили бегать вокруг дерева, пока все его внутренности не остались на дереве ...». Правда, этот случай в «Оливской хронике» описан как расправа крестоносцев над Помезанским нобилем Пиппином, но суть вещей от этого не изменяется – непомерная жестокость исходила с обеих сторон.
Ноябрьское 1249 года побоище Тевтонцев было таково, что «... предал Господь мечу народ свой, ибо проливали язычники кровь их, как воду, по всей земле, и некому было похоронить их, но прах их оставался зверям земным ...».
В 1251-1252 годах с помощью прибывших из Германии воинов, «... каждый из которых грозно пересек границы упомянутых вероотступников [Пруссии], чтобы разрушать огнем и мечом, убивать и разорять, пока не уничтожат совсем ...».
Зимой 1254-1255 годов «... Король [Отакар Герцог Австрийский, Король Богемии] вошел в Самбию с войском своим ... и, спалив все, что могло быть взято огнем ...». Тогда же в Самбии «... было содеяно там избиение народа Самбийского ...».
В 1261 году крестоносцы «... вторглись в землю Натангии, ... опустошив ее огнем и мечом ...». В результате Натангия «... снова обезлюдела ...».
В том же году крестоносцы, покидая осажденный замок Хейльсберг, «... всем 12 Прусским заложникам, которых вели с собой, они выкололи глаза и отпустили их к их сородичам ...».
Около 1265 года крестоносцы, «... вторгшись в упомянутую волость Ринов [в Самбии], убили всех мужчин, а женщин и детей со всем их имуществом увели ...».
Около 1265 года при осаде Пруссами замка Бартенштейн во устрашение нападавших «... братья повесили на виселице, поставленной у ворот замка, 30 Прусских заложников, которых они держали в плену ...».
В 1272 году «... Дитрих, Маркграф Мейссенский ... пришел в Пруссию со множеством воинов ... [возле торгового пункта Геркен] где пробыл три дня и три ночи, каждый день обходя Наттангию с огнем и мечом. И он учинил им такое побоище, что на будущий год они снова подчинились вере и братьям ...».
Во время второго Прусского восстания Пруссы одному своему соотечественнику-предателю «... влили ему в рот кипяток и, поджарив нагого на костре, так что полуживой он едва мог дышать, отправили его братьям ...».
В 1273 году при взятии замка Эльбинг в Погезании осаждавшие подожгли его и «... когда одни, видя это, пытались спастись из огня, то были убиты, другие, прыгая из огня, попадали на поднятые Пруссами копья, прочие сгорели. Столько было пролито там крови Христианской, что ближайшая река, потеряв естественный цвет, казалась кровавой ...».
6.1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, Прусско-Тевтонская война имела все признаки как физического, так и религиозного беспощадного геноцида с обеих сторон, война шла на взаимное истребление.
7. ЧИСТО РЕЛИГИОЗНЫЙ ХАРАКТЕР ВОЙНЫ
В своем повествовании Петр четко указывает на религиозный побудительный мотив Прусско-Тевтонской войны. Приведем несколько убедительных примеров.
Вера в Христа в Самбии насаждалась так: «... чтобы он [Отакар Герцог Австрийский, Король Богемии] не учинил им [Самбам] такое же побоище, как и другим, каждый из них отдал сыновей своих в заложники, обязуясь под страхом смертной казни смиренно повиноваться требованиям веры и братьев ...».
В 1273 году «... Судовы, услышав, что Барты, Вармийцы и прочие Пруссы снова подчинились вере и братьям, вознегодовали и, собравшись, с огромным войском неожиданно осадили замок Бартенштейн, который после ухода братьев Барты сохранили для себя, разрушили и превратили в пепел, всех захватив в плен или убив ...». То есть Судовы-Ятвяги уничтожили вчерашних союзников, принявших чужую веру.
Крестоносцы при уничтожении сопротивления в Самбии «... собрали с прочими Самбами войско ...», то есть Самбы-Христиане воевали против Самбов-язычников на стороне Ордена.
В Бартии «... некто по имени Гирдав, ... ревнитель веры и христиан, владел в земле Барте замком, по его имени называемом Гирдав. Когда после многих битв и штурмов, которые он выдержал со стороны своих соотечественников-вероотступников ... ушел к братьям в Кёнигсберг ...». То есть братья убивали братьев, а соплеменники соплеменников на религиозной почве.
Для Пруссов определяющим фактором войны был не материальный, а исключительно религиозный, так как на этот вывод нас наталкивает следующее утверждение Петра: «... Если он [житель Пруссии в покоренных Орденом землях] знатен и происходит из рода нобилей, то ему даются земли в свободное владение и в таком количестве, что он может жить приличествующе положению своему. Разве что с достойными награды или порицания поступают по-иному. Например, незнатные, которые в вероотступничестве или при других обстоятельствах преданно примыкали к вере братьев, разве славные их заслуги не требуют того, чтобы незнатность их превратилась в благородную знатность, а рабство — в заслуженную свободу? Непременно, Господи. И соответственно этому разумей и обратное. Вот почему в земле Прусской много новообращенных, предки которых происходили из знатного рода, они же из-за своего зла, содеянного против веры и христиан, были признаны незнатными; другим же, чьи родители были незнатными, за верное служение, оказанное вере и братьям, дарована была свобода ... ».
Данные историографии Тевтонского Ордена этот тезис Петра безоговорочно подтверждают. Все исследователи подчеркивают, что когда Тевтонское Государство в Пруссии состоялось (после 1283 года), то оно превратилось в самое передовое Государство Европы с передовыми экономическими механизмами саморегулирования, с возрастающим товарным производством и, что самое главное, оставалось легко управляемым.
7.1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, для Тевтонского Ордена Христианизация Пруссии являлась прикрытием их основной цели – создания собственного государства, а для народов Пруссии это была чисто религиозная война, в которой было только два исхода: смерть или жизнь в прежних (или даже лучших) условиях, но только при условии Святого Крещения и полного отказа от язычества.
8. ВЫНУЖДЕННАЯ МИГРАЦИЯ
НА ОСНОВЕ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ
«Хроника земли Прусской» дает нам все основания полагать, что вынужденная миграция Прусского населения также осуществлялась исключительно на религиозной основе.
В 1274 году «... Надровы, хотя до сих пор обладали большой воинской силой и многими укреплениями, оставив всякую дикость, подчинились вере и братьям, за исключением немногих, которые ушли в землю Литвы ...».
В 1275 году Погезане были либо истреблены либо покорены Орденом «... кроме немногих, ушедших с челядью своей в Литву, в волость замка Гарты [Новогрудок] ...».
В 1281 году «... Скуманд был могучим и богатым человеком в волости Судовии, называемой Красима, и поскольку он не мог сопротивляться постоянным нападениям братьев, то со всей челядью и друзьями ушел из земли своей в землю Руссии. Прожив в ней некоторое время, утомившись изгнанием, он вернулся в землю родины своей [и принял Христианство] ...».
В 1283 году Судовы после яростного штурма крестоносцами замка Кименов согласились его сдать при взаимных условиях сохранения им жизни и имущества, а также принятии ими Христианства и следования их в спокойную Самбию. Но когда «... братья ... уходили, стало известно, что упомянутые жители замка Кименов, убив проводника своего, другой дорогой отправились в землю Литвы ...».
В том же 1283 году одна волость Судовии во главе со своим вождем подчинилась Ордену, приняв Христианство, но «... Скурдо, вождь другой части Судовии, презирая истинную веру, со своими людьми отправился в землю Литвы ...».