ЭТО ПОДДЕРЖИВАЕМОЕ ЗЕРКАЛО САЙТА DODONTITIKAKA.NAROD.RU - NAROD.RU УМЕР
ТАК КАК СЕРВИС UCOZ ОЧЕНЬ ОГРАНИЧЕН, СТАТЬИ ПУБЛИКУЮТСЯ НА НЕСКОЛЬКИХ СТРАНИЦАХ
ГЕРМАН ВАРТБЕРГ
ХРОНИКА ЛИВОНИИ
ПОЛНОЕ СЛИЯНИЕ ЛИТВЫ И ПОЛОЦКА,
РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПОНЯТИЯ ЛИТВЫ
ЧАСТЬ 3
7.1.5. АДАМ МИЦКЕВИЧ ПРО ОПИТЕН-УПИТУ
В связи с этим не можем не привести выдержки из произведения Адама Мицкевича 1825 года «Корчма в Упите»:
Упита, некогда уездный город, ныне
Местечко жалкое, где глухо как в пустыне.
Одна часовня в нем, да хаты здесь и тут;
Где рынок был, теперь грибы одни растут.
* * *
Громадный замок был там, где корчма стоит,
И в нем Сицинский жил, богат и именит.
В этом стихотворении описано время до Российской Империи, то есть время Великого Княжества Литовского в составе Речи Посполитой. Упитой владел некий Сицинский, а никакой не Сицинскас, и основные строения в ней – хаты. Такой способ передачи материала принято называть стереотипным представлением – именно Славянской представлялась Упита-Опитен Адаму Мицкевичу. Это так, к слову, но это отступление без дополнительных комментариев поможет читателю разобраться в вопросе: кто же были Литвины в «земле Опитен» и, соответственно, в «земле Аукшайтии».
Теперь становится ясным, почему Герман населял Опитен Литвинами и некими язычниками – его компетентности было достаточно только на то, чтобы указать на некий разнородный этнический состав местного населения, но его компетентности было недостаточно, чтобы назвать эти этносы по именам – Литвины и Жемайты.
То, что он имел в виду Жемайтов и никого другого четко следует из следующих эпизодов.
7.1.6. В АУКШАЙТИИ ЖИЛИ ЖЕМАЙТЫ
«... В 1332 году тот же магистр предпринял поход в землю неверных Самаитов до дворов Мазейки и Виндейки [Anno 1332 fecit idem magister expeditionem ad terram infidelium Sameithorum ad curios Mazeiken Windeikenque – В 1332 году магистр предпринял такой же поход в землю неверных Жемайтов в волости Мазейки и Виндейки]...».
Все указывают, что упоминаемые в тексте Мазейки и Виндейки это исторические Мозейкишки и те же Виндейки, эти два населенных пункта расположены рядом у реки Святой (Швянтойя). А это во все времена и историческая, и современная Аукшайтия. Где-то рядом расположена «земля Опитен», а если идти дальше на запад по реке Святой-Швянтойе, то, согласно тому же Герману, попадешь уже в «землю Аукшайтию», «землю Нерги» и «землю Сеймен», где уже обитают не только неопределенные язычники, но и Литвины (смотри предыдущий подраздел).
Что в современной Аукшайтии делали Жемайты? Разумеется, жили, и жили не просто так, а на своих исторических землях. То есть Аукшайтия при Германе имела смешанный состав населения, ее населяли Жемайты и Литвины. Для такого утверждения компетентности Германа явно хватало – он это неоднократно слышал и читал.
7.2. ЖЕМАЙТИЯ
«... В том же 1333 году после Сретения [2 февраля], Ливонские братья вместе с Прусскими боевыми силами двумя отрядами двинулись в землю Самеитов [Sameythen – Жемайтов], которую они опустошили грабежом и огнем, обратив в бегство Литвинов [Letwinis fugientibus – Литвины улетели-убежали] ...».
Этой цитатой Герман четко указывает, что Жемайтия в его времена была некоей отдельной землей – на это утверждение его компетентности хватало. Но на этом компетентность Германа и заканчивалась, так как совершенно не указано, где это было, поэтому приходится прибегать к анализу всего контекста повествования.
Это сообщение относится ко времени критичного для ВКЛ периода 1332-1334 годов, когда Орден в своих походах доходил до Вильни и совершал поход на Полоцк: в том же самом «... 1333 году тот же магистр был перед Вилкомиром [Vilkenderge]...». А годом спустя «... в 1334 году тот же магистр повел войско в страну Дубинген [Dubingen] и Сиккулен [Sicculen], где было убито 1200 Литвинов [Letwinis] обоего пола. И тогда он был со своими людьми только за четыре мили от Вильни [Velnen]. Затем он повел многочисленное войско в Полоцк [Plotzeke] ...».
Упоминаемые Вилкенберг это Вилкомир на реке Святой (Швянтойя), Плоцке — Полоцк на Двине, Дубинген – это Дубинки в шести милях на северо-восток от Кернова, Сиккулен – это Шешоле между Вилкомиром и Дубинками, Вельнен – Вильня.
Иными словами, под Жемайтией Герман мог подразумевать только центральные земли современной Летувы, так как все северные в то время были уже в руках Ордена. То есть Жемайтия распространялась и на современную Аукшайтию.
В начале февраля 1339 года магистр Ливонского Ордена «... предпринял поход на Жемайтов [contra Sameythas]. Две ночи оставался он там, причиняя тяжкие убытки ...», однако сильные морозы, в результате которых «... многие погибли от мороза, или поотмораживали члены ...» заставил его свернуть боевые действия.
Эту цитату привязать к какой-то конкретной местности просто невозможно, но по ней еще раз доказывается, что некая обширная Жемайтия где-то существовала, при этом какие-то ее отдельные зоны были свободны от Литвинов.
4 сентября 1377 года «... великий магистр [Тевтонского Ордена] Винрих и другие Орденские чины сделали набег на Литвинские земли Видукелен и Кразиен [in terras Letwinorum Viduckelen ae Krasien] и на другие соседние в Самаитском Королевстве [in regno Sameythen – в Королевстве Жемайтов], причем они 8 дней опустошали все, избивая и сжигая ...».
В этом эпизоде речь идет о районах, расположенных между Невяжей-Нявежисом и Россонами-Расейняем, то есть где-то на севере современной Аукшайтии и юге современной Жемайтии. Где конкретно – Герман не компетентен это уточнить.
Жемайтия для Германа явно отличается от Литвы. «... В 1358 году двинулся в поход названный Госвин [магистр Ливонского Ордена] с войском и разрушил накануне дня обращения святого Павла [24-го января] прекрасно построенный замок Добицен [на реке Дубиссе] в Саулине [Saulin – Шавли-Шауляй]. Здесь погибло около ста душ от тех диких людей. Также и два Орденские брата, именно Иоганн Гане и Клавенбеке, были сброшены со стен и убиты. В том же году великий магистр [Тевтонского Ордена] Винрих, как было сказано раньше, пришел в помощь магистру Госвину в страну неверных Самаитов [Sameytorum – Жемайтов]. Они причинили много убытку язычникам ...». То есть Тевтонский магистр приходил на помощь своему Ливонскому коллеге именно на Дубиссу в Жемайтию, а не в Литву.
В 1372 году, во время очередного похода на Литвинов, у крестоносцев «... четвертый привал по направлению к Жемайтам был в Эгинтене ...». Не будем приводить обширный элемент полностью, но смысл его таков, что крестоносцы двигались с юга на север в районе реки Невяжа-Невежис. при этом Жемайтия находилась на правом берегу этой реки (к северу), а Литва – на левом (к югу). Это соответствует линии, делящей современную Аукшайтию пополам, до современной границы Жемайтии еще около 60 километров. Это, заметим, совершенно не вяжется с тем, что далее на юг к Беларуси снова чудесным образом появляются Жемайты на реке Святой-Швянтоий.
7.3. ЛИТВИНЫ И ЖЕМАЙТЫ – РАЗНЫЕ ЭТНОСЫ
Согласно Герману, на территории современной Летувы Жемайты и Литвины жили вперемежку. Тогда возникает справедливый вопрос: если они разговаривали на одном языке, были одного восточно-балтского поля ягоды, как это утверждают в Летуве, то почему даже такой некомпетентный источник, как Герман, четко отделяет Жемайтов от Литвинов? Казалось бы, именно такие некомпетентные источники и должны были в первую очередь смешать Жемайтов и Литвинов, но мы получаем совершенно противоположное – даже для Германа Жемайт в корне отличался от Литвина.
Значит, у них были такие различия, которые не позволяли их смешивать даже такому далекому человеку, как Герман. Что же удерживало его, какое базовое различие?
«... Anno 1348 idem magister Goswinus de Herike fecit expeditionem contra Letwinos in Sameythen ad curiam Gedeghinnen, que mune Bussike dicitur – В 1348 году магистр Госвин Герке совершил поход против Литвинов в Жемайтии к волости Гедегиннен, называемую теперь Буссике ...».
Что такое Буссике? Это современный Латвийский Бауска, бывший Бауск, расположенный на границе с современной Летувской Аукшайтией в районе Жеймялис. То есть Бауск-Бауска во времена Германа не принадлежал Ливонии, а был Жемайтской территорией в составе ВКЛ.
Если Бауск-Бауска и входил в 14 веке в состав ВКЛ, то только в составе современной Аукшайтии – до современной Жемайтии еще около 100 километров. Однако Герман пишет не об Аукшайтии, а именно о Жемайтии, Аукшайтия для него всего лишь «волость», несопоставимая по размерам с Жемайтией. Это сообщение он мог почерпнуть только из компетентных архивов Ливонского Ордена.
Следующая цитата подтверждает ту же мысль – Жемайты это совершенно отличный от Литвинов этнос. «... В том же [1348] году, в день святого Валентина [14-го февраля], он [магистр Госвин Герке] опустошил до основания землю Саулию [terram Sauliam] с замками, хотя она была многолюдна, за то, что жители, как казалось, были преданы Литвинам [Letwinis] и поддерживали их в их успехах уплатой дани и другими вещами ...». Саулия – это исторические Шавли, теперяшний Шауляй. То есть явно следует, что Жемайты из Шавли поддерживали Литвинов, но Литвинами не являлись. Также здесь говорится, что волость Шавли была в 1348 году свободна от Литвинов, в ней обитали только Жемайты – другого альтернативного им этноса просто не может быть.
Так какими же параметрами так отличались Литвины от Жемайтов? Они были одной языческой религии, состояли в одном военном союзе, боролись с одним общим врагом, жили рядом – чем же они могли отличаться? По методу исключения мы можем придти только к одному заключению – это были не родственные этносы.
7.4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Компетентности Германа в географии Литвы хватило лишь на простое перечисление названий основных земель, в нее входящих, и приблизительного указания места их расположения. Но компетентности Германа было явно недостаточно, чтобы провести четкие границы и составить хоть приблизительную карту Литвы.
2. Аукшайтия у Германа:
— небольшая географическая зона, аналогичная другим таким же землям, граничащая с другими такими же землями, по размерам она сопоставима с волостью;
— противопоставляется Литве, она входила в состав Литвы, но не являлась «исторической летописной Литвой»;
— была населена Жемайтами и Литвинами, то есть Аукшайтия в 14 веке имела смешанный этнический состав населения.
3. Неоднократно показывая в повествовании землю Опитен, Герман:
— рисует нам зону современной Аукшайтии;
— еще раз противопоставляет Литве в лице земли Опитена всю Аукшайтию;
— населяет ее как Жемайтами, так и Литвинами.
4. Жемайтия у Германа:
— значительная географическая зона, доходившая минимум до центральных областей современной Республики Летува, то есть понятие Жемайтии явно распространялось и на современную Аукшайтию, о чем неоднократно указывается в тексте;
— была населена Жемайтами и Литвинами, то есть Жемайтия в 14 веке имела смешанный этнический состав населения;
— некоторые области Жемайтии были свободными от Литвинов, в ней жили одни Жемайты;
— противопоставляется Литве, она входила в состав Литвы, но не являлась «исторической летописной Литвой».
5. Жемайты жили как в Жемайтии, так и в Аукшайтии.
6. Жемайты и Литвины, с одной стороны, были одной языческой религии, состояли в одном военном союзе, боролись с одним общим врагом, жили рядом. С другой стороны, они показаны как несмешиваемые этносы, отличающиеся до такой степени, что их не мог смешать даже такой некомпетентный источник, как Герман. По методу исключения мы можем придти только к одному заключению – это были не родственные этносы.
8. ЛИТВИНЫ ИЗ СЛОБОДКИ ПОД КАУНОЙ-КОВНО
В 1367 году «... брат Геннинг, маршал Ордена, сражался в северных частях Литвы [in superioribus partibus Letwinorum - в верхних частях Литвинов]. Застав Литвинов врасплох, он разделил свое войско на три части. Два дня он их всех избивал острием меча: пожаром и убийством он опустошил местности Сетен, Варлове, Свинанен, Калейнен и Сальвиссов вблизи старого замка Кауена [Kauve – Кауна-Ковно], равно и местность Калевитен до Новаго Кауена [Novum Kauve], и увел с собой 800 пленных. Он взял с собой в Пруссию [Prussie] также и конский заводь Короля с 50 кобылицами ...».
ПЕРВОЕ. В верхних северных явно следует читать как северную границу Литвы, дальше за ней – Жемайтия. То есть тогдашняя Жемайтия распространялась примерно на половину территории современной Аукшайтии.
ВТОРОЕ. Все упоминаемые местности находились вокруг Кауны-Ковно. Но нас интересует Сальвиссов (в оригинале Salwissowe), что, по мнению Немецкого издателя (Leipzig, Verlag von S. Hirzel,1863 год), ничто иное, как некая Слободка: примечание 12 к оригинальному Латинскому тексту на странице 80 – перевод с Латинского на Немецкий гласит Slobodka.
ТРЕТЬЕ. Прав или нет Немецкий издатель? Может, это волюнтаристическое заключение?
Прочитаем упоминаемые в данном элементе Сетен, Варлове, Свинанен, Калейнен и Сальвиссов с позиции исторической картографии – Сеты, Варлов, Свинтяны, Калайны и ... Слободка. Может ли присутствовать Слободка в этом перечне? По нашему мнению, Слободка органично дополняет все эти Литвинские названия, которые могут иметь отношение только к Литвинам-Беларусам, но никак не к Жемайтам-Летувисам.
Для тех, кто не верит, просьба открыть «Атлас Российской Империи», 1812 год, Ковенская Губерния. Километр-два вниз по Неману от Ковно Вы тут же отыщете «Слоб. Вильямпольская». Не сомневайтесь, это именно та «историческая летописная Слободка», впервые упомянутая под 1367 годом. Далее вниз по Неману Вы также отыщете Сапежишки и Вильки, еще одни поселения Литвинов, которые в 1918 году стали поселениями Летувисов Кулаутува и Вилькия соответственно.
8.1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Упоминание некоей Слободки под Кауной-Каунасом, в которой жили Литвины, указывает на Славянское происхождение Литвинов.
9. ЛИТВИНО-ПОЛОЦКИЙ СОЮЗ
На существование стойкого Литвино-Жемайтско-Полоцкого союза говорит следующая цитата, относящаяся к критическому для ВКЛ времени, когда давление Тевтонцев и Ливонцев было чрезвычайно мощным. «... В том же 1333 году, после Сретения [2 февраля], Ливонские братья вместе с Прусскими боевыми силами двумя отрядами двинулись в землю Жемайтов, которую они опустошили грабежом и огнем, обратив в бегство Литвинов. В 1333 году тот же магистр был перед Вилькенбергом [Вилкомиром]. В том же году с многочисленным войском на ладьях он был перед Полоцком ...».
На существование Литвино-Русинского союза прямо указывают события 1348 года, когда «... Прусские братья опустошали с войском в продолжении целой недели землю языческих Литвинов [contrum castris totaliter infidelium Letwinorum – против лагеря полностью иноверных Литвинов]. На девятый день, в Сретение [2 февраля] была дана при речке Стребене [Strebene – Страва в Жемайтии] битва, в которой пало более 10000 Литвиинов [Letwinis] и Русинов [Rutenis], призванных на помощь из различных мест, как то: Лантмара [Lantmar – Владимир Волынский], Брейзика [Breusike – Берестье-Брест], Витебска [Vitebeke – явная описка, конечно следует Vitebske], Смоленска [Smaleuske – явная описка, конечно следует Smalenske] и Полоцка [Plotzeke]. Нармант [Narmanthe – Наримунт], Король Русинов [rex Rutenorum], брат Алгарда [Algarde – Ольгерд] и Кейнстута [Keinstuthen – Кейстут], Литвинских Королей [regum Letwinorum – Королей Литвинов], был также убит в этом сражении ...».
Речь идет о жестоком поражении войск ВКЛ от Тевтонского Ордена, это было одно из самых масштабных сражений за всю историю их противостояния.
Далее прямое указание на Полоцко-Литвинский союз мы встречаем под 1373 годом, когда «... Сирогайле, сын Литвинского Короля Альгарда [Syrogayle, filius regis Letovie, seilicet Algerden – Свидригайло, сын Короля Литвы, именно Ольгерда – вот здесь как раз не общепринятое у Германа Король Литвинов, а именно Король Литвы], был с 600 вооруженных людей перед замком Динабургом [Duneburch], где они, однако, сожгли только несколько домов перед городом ...». Это по контексту могло произойти после 19 марта, а 24 апреля того же года «... Андрей, Полоцкий Князь [Andreas, rex de Plotzeke – Андрей, Король Полоцка], был со своими людьми перед замком Динабургом, где он захватил нескольких из наших с их лошадьми и увел с собой ...».
Полоцко-Витебско-Смоленско-Литвинский союз отлично показан в самом начале весны 1375 года, когда «... в Двинские местности вторглись Кейнстут, Король Литвинский [Keinstut rex Letwinorum] с тремя сыновьями своего брата, Короля Альгерда [Algerden], а также с сыном Смоленскаго Князя [reges de Smalenske – Короля Смоленска], далее Андрей, Князь Полоцкий [Andreas, rex de Plozeke – Андрей, Король Полоцка] ... Они разделили свое войско по примеру Пруссаков [Prutenorum - Пруссов] на три отряда, опустошили поместья преосвященного Архиепископа Рижского ... В том же году, в пятницу перед Юдикой [6 апреля], Розитский фохт с 400 туземцами и новокрещенными [cum vernaculis et neophitis – с местными и новообращенными] был в Полоцкой [Plotzko] земле, которую они опустошили и увели из нее 86 человек ...».
9.1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обратим особое внимание на истинное написание титулов Князей Полоцкого и Смоленского – они в глазах Германа проходят как независимые Короли. Это, конечно, подчеркивает абсолютную некомпетентность Германа во внутренних делах Литвы. Но вместе с тем мы находим объективное указание абсолютно стороннего наблюдателя на органичную связь Литвы, Полоцка, Витебска и Смоленска, для несведущего Германа эта связь представлялась как конфедерация равнозначных земель.
Таким образом, во времена летописания Германа мы видим состоявшийся союз Литвы как минимум с Жемайтией, Полоцком, Смоленском и Витебском. То есть он к середине 14 века фактически подтверждает состоявшееся государство – Великое Княжество Литовское, Русское и Жемайтское.
10. ЛИТВИНО-РУСИНСКИЙ СОЮЗ
Под 1370 годом мы находим удивительное известие. «... Когда в ту же зиму распространился слух о союзе Литвинов и Русинов [Letwinorum et Rutenorum] с другими союзными народами, великий магистр послал главного маршала на разведку. Последний встретил их в Сретение [2 февраля] врасплох и разбил их на голову, причем в плен было взято 220 человек. Но пленные сообщили ему верное известие о сборе большого Литвинского войска ...». Объединенное войско двинуло в Пруссию, где у замка Рудов состоялось огромное сражение, в котором верх взял Тевтонский Орден.
Речь идет не о союзе Полоцка, Витебска и Смоленска с Литвой, а о другом куда более обширном союзе. Напомним, что именно в этом же году Ольгерд мирно завоевывает Москву или, как минимум, устанавливает с ней мажорные отношения. О каком союзе тогда упоминает Герман? На этот вопрос мы можем дать ответ уже с позиций современных знаний – с Псковом.
10.1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Языческие Литвины легче договаривались с Православными Славянами, чем с Католиками Немцами, хотя для Литвы те и другие являлись религиозными врагами. Методом исключения возможных причин такого выбора можно придти только к их общей этнической принадлежности.
11. ПРАВОСЛАВНО-ЯЗЫЧЕСКИЙ СОЮЗ
Из ранее сказанного эта мысль должна вытекать сама собой. Подтвердим это очевидной цитатой. Непосредственно «... В 1378 году, брат Вильгельм, магистр Ливонский, послал ландмаршала брата Робина против Русинов [contra Rutenos] в области замка Менделена [Mendelen], которые были преданы язычникам и поддерживали их ...».
Описанное могло произойти только где-то в Полоцкой земле, под язычниками могли подразумеваться только Литвины. Если говорить словами Германа, мы имеем явный военный союз «еретиков» с «поганцами».
11.1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Смотри предыдущий раздел.
12. СЛИЯНИЕ ЛИТВЫ И ПОЛОЦКА
Интересен вопрос: когда для внешних наблюдателей началось слияние в одно понятие Литвы всех Беларуских земель. Заметим, что все до одного ранние источники до конца 14 века четко разграничивают Русь-Русинов (Восточная Беларусь) от Литвы-Литвинов (Западная Беларусь с Виленщиной и югом Аукшайтии), но уже в середине 15 века мы в иностранных источниках встречаем главным образом только Литву.
В 1375 году «... 300 человек отборных Литвинов [Letwini] сделали себе челны из древесной коры у берега Двины, на которых и приплыли к местечку Лекстену [у Динабурга-Даугавпилса] ...». Несколькими месяцами позже примерно оттуда же «... Князь Андрей Полоцкий [Andreas, rex de Plotzke – Андрей, Король Полоцка] двинулся со всей своей конницей и ладьями к замку Динабургу ...».
12 августа 1376 года крестоносцы «... были перед Новым замком в Литве по ту сторону Динабурга ...». В те же самые дни «... в то же время Полоцкий Князь был со всем своим войском перед замком Розитеном, в одну ночь он сжег все перед замком, командор же захватил около ста кораблей, на которых тот приплыл по реке [по Двине], у Нового замка ...».
24 августа 1377 года «... магистр и орденские чины [Ливонии] повели вверх по реке Двине [Dune] большое войско к Новому замку Русинов [ad Novum castrum Rutenorum], лежавшему почти в 11-ти милях за нашим замком Динабургом [Duneborch] ...».
Путаница с Новым Замком возникла не спроста, у Германа он то Литвинский, то Русинский. Это граница, это место слияния этноса Литвинов с этносом Кривы, который во всех внешних источниках проходит как Русины. Мы бы не заостряли на этом внимания, списав это на некомпетентность Германа, но дело в том, что Двина во все времена относилась к Полоцкой земле, и Герман это прекрасно знал. Это не путаница – это пример начала слияния в одно целое двух ранних государств – Литвы и Полоцка.
12.1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Стирание для внешних наблюдателей границы Литвы и Полоцка в одно понятие Литвы началось в конце 14 века.
13. ЛЕТУВСКИЕ ИЛИ ЛИТВИНСКИЕ НАМЕСТНИКИ
Много басен рассказано на тему «Летувисы ставили в Беларуские города своих наместников», то есть пару человек управляли целым чуждым Княжеством. Однако никто никогда отыскать этих «Летувских наместников» так и не сумел. Герман представляет нам факт – кто же на самом деле были эти «наместники» Литвы в удельных Княжествах раннего ВКЛ.
В 1375 году, когда под Динабург вторгся Кейстут, «... лежали убитыми по дороге, вблизи замка Динабурга, двое Русинов [Ruteni] – один по имени Андрей, сын одного великого боярина из Витенбеке [magni satrape de Vitenbeke – большого наместника из Витебска], который держал себя как Король, другой же – великий боярин из Полоцка по имени Радеке, из свиты Короля [magnus satrape nomine Radeke de Plotzko – большой наместник именем Радек из Полоцка] ...».
В упомянутых Андрее и Радеке (именительный падеж – Андрей и Радек) мы никого кроме Славян узнать не можем. Мало того, они, с огромной долей вероятности, были Христианами.
13.1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Упоминание Славянских имен в качестве наместников Литвы в Полоцке и Смоленске в период раннего ВКЛ указывает на:
— вымышленность выводов традиционной Царско-Советской историографии о том, что Летувисы ставили для управления Беларускими землями своих людей;
— саму Славянскую сущность Литвинов, ставивших своих людей для управления удельными Княжествами;
2. Если в самом приближенном к Литве Полоцке сидел наместником Славянин, значит, в более отдаленные от Литвы земли и подавно должны были назначаться Славяне.
3. Если в раннем ВКЛ в качестве наместников в удельных Княжествах были Славяне, то с развитием ВКЛ эта тенденция могла только усиливаться.
14. КЕРНОВ, КЕРНОВО, КЕРНОВЕ ИЛИ КЕРНАВЕ
Не можем не пройти мимо города, который в Летуве считают местом коронации Мендовга. Он впервые упоминается под 1274 годом именно у Германа на странице 40 Лейпцигского издания 1863 года. То есть спустя 18 лет после Коронации появляется город, в котором эта Коронация состоялась. Приведем изучаемый элемент полностью.
ОРИГИНАЛ. «... Anno 1274 fuit magister frater Ernrstus ... Fecit autem magnam expeditionem in terram Letwinorum versus Kernowe; quem prope Asscherad insecuti Letwini III monas Marsii anno 1278 occiderum cum LXXI fraterius ...».
ПЕРЕВОД, СДЕЛАННЫЙ ПРИ ЦАРЕ ПЕТРУХЕ. «... В 1274 г., магистром был брат Эрнст ... Он предпринял большой поход в страну литовцев в Кернове и литовцы преследуя, убили его 5 марта 1278 г. вместе с 71 братом у Ашерадена ...».
НАШ ПЕРЕВОД. «... В году 1274 был магистром брат Эрнст ... Он предпринял большой поход в земли Литвинов возле Кернова. Там возле Асшерада преследовавшие Литвины в третью мону марта 1278 года убили его и 71 брата ...».
14.1. ОКОНЧАНИЯ –Е
Для полного понимания оригинального названия этого города в именительном падеже необходимо учесть следующее.
Во-первых, это название использовано в родительном падеже, а родительный падеж Латинских названий уже подразумевает окончание, в том числе и –Е.
Во-вторых, в оригинальном тексте только считанные имена собственные использованы без окончания –Е, например Краков-Cracow и Псков-Pleskow. Подавляющее большинство других имен собственных проходит в оригинале с инородными окончаниями, большинство из которых –Е. Вильня-Vilnee-Vilnene, Смоленск-Smalenske, Брест-Breusike, Наримунт-Narmanthe, Полоцк-Plozeke-Plotzeke, Витебск-Vitenbeke, Куйстут-Keistut-Keistute, Мемель-Memele, Одриск-Odriske, Радек-Radeke.
В-третьих, сугубо Немецкие названия также использованы с окончанием –Е – Вилькомир-Vilkenderge.
В-четвертых, в одном из следующих упоминаний следует написание Kernow.
14.1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для Немецкого населения Ливонии оригинальным написанием Кернова-Керново-Кернове-Кернаве следует признать Кернов.
15. ЯЗЫК ОБЩЕНИЯ
Герман, как несведущий источник, по тексту совершенно не представляет нам стереотипных представлений своего времени о языковых отличиях описываемых этносов.
15.1. НЕМЕЦКИЙ ОТЛИЧЕН ОТ РУСИНСКОГО
В 1340 году Ливонский Орден вел переговоры с Псковом [Pleskow] и «... чтобы сделать переговоры более успешными, магистр послал в Псков Орденскаго брата некоего Генриха, знавшего Русинский язык [Ruthenicum scientem – знавшего Русинский] ...».
Это единственный лингвистический штамп-стереотип, который отметил Герман.
16. ТАК КАКОЙ ЖЕ ЭТНОС ДОМИНИРОВАЛ
В ЛИТВЕ В СЕРЕДИНЕ 14 ВЕКА
Вспомним эпизод про Слободку под Кауной-Ковно, в которой жили Литвины (см. главу 8).
Продолжим тему исторических Славянских топонимов на территории современной Летувы.
Показателен эпизод, случившийся в 1368 году, когда крестоносцы «... опустошили следующие местности в Опитене [Opithen], именно: Малове [Malowe], Визевильте [Wisevilte], Свайникен [Swayniken], Прейвизикен [Preyweysiken] и Невезеникен [Neveseniken], при этом был взят в плен и привезен в Рижский замок Гердейко [Gerdeike], сын благороднаго боярина Стирпейки [satrape nobilis Styrpeiken – благородного наместника Стирпейки], вместе с женой Мессы [Messen], всем его домом и многими другими, причем сам Мессе [Messen], брат названного Гердейки [Gerdeiken], сын упомянутого боярина [satrape – наместника], едва спасся ...».
Все упомянутые пункты принято относить к реке Невяже и более конкретно к Поневежу-Паневежису. Вот какие комментарии дает автор перевода, сделанного при Царе Петрухе: «... Малове может быть Малайцы при Поневже, Визевильте теперь Вейшвильцы, Свайникен нынешний Звойники, Прейвизикен нынешние Превочки около Новаго Города (Новемяста), Невезеникен ныне верхний Поневеж ...». Уточним, что это не «теперешние» для переводчика от Царя Петрухи названия, а исторические, используемые в картографии Летувы-Жемайтии изначально. Какой же этнос мог давать такие названия? Ну никак не Летувисы-Жемайты.
Еще один эпизод: «... В том же году и в то же время маршал опустошил по ту сторону Навезы [Navezam – Невяжа-Невежис] в Литве [in Letowia] сдедующие местности, именно: Бастове [Bastowe] и Ромагин [Romagyn] ...».
Вот какие комментарии дает автор перевода, сделанного при Царе Петрухе: «... Астрове ныне Остров на Великой Навезе, ныне – Невяжа. Ромагин, вероятно, Романы на север от Вильки [Вилькия] ...». Это опять-таки исторические исконные названия в Летуве-Жемайтии. Ну какой этнос мог так называть населенные пункты? Ну точно не Летувисы-Жемайты.
Усилим сказанное. Если бы упоминаемая река Навеза (Невяжа-Невежис) звалась бы Навезис, то и было бы написано Navezisam вместо Navezam. Так же нет и в помине Стирпейкаса, нет в помине Гердейкаса, нет в помине Мессиса, есть только Стирпейко, Гердейко и Месса-Мессе.
16.1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По историческим этнонимам на территории современной Летувы-Жемайтии можно заключить, что:
— изначальными картографами в ней были не Летувисы-Жемайты.
— Летувисы-Жемайты не являлись доминирующим этносом, так как вся система топонимических названий организуется только доминирующим этносом.