ЭТО ПОДДЕРЖИВАЕМОЕ ЗЕРКАЛО САЙТА DODONTITIKAKA.NAROD.RU   -   NAROD.RU УМЕР

ТАК КАК СЕРВИС UCOZ ОЧЕНЬ ОГРАНИЧЕН, СТАТЬИ ПУБЛИКУЮТСЯ НА НЕСКОЛЬКИХ СТРАНИЦАХ

 
 

ГЕНРИХ ЛАТВИЙСКИЙ

ХРОНИКА ЛИВОНИИ

О РАННЕМ ЛИТВИНО-ПОЛОЦКОМ

СОЮЗЕ КАК ПРООБРАЗЕ ВКЛ

ЧАСТЬ 3

 

10. ВОЙНА НА ВЗАИМНОЕ ИСТРЕБЛЕНИЕ

Религиозный характер войны и насильственная Христианизация приводили к взаимной ненависти – Христианских захватчиков с одной стороны и местных языческих народов с другой.
 
В 1215 году Христиане Лэтты в знак мести во время ответного похода к Эстам «... мужчин, каких могли захватить, всех сожгли живыми ... они захватывали тех, кто возвращался из лесу на поля и в деревни за пищей; одних сжигали на огне, других кололи мечом; они истязали людей разными пытками ... Ибо думали они либо воевать до тех пор, пока уцелевшие Эсты не придут просить мира и Крещения, либо истребить их совершенно. Дошло до того, что у сыновей Талибальда перевалило уже за сотню число врагов, которых они, мстя за отца, сожгли живыми или умертвили другими муками, не говоря о бесчисленном множестве других, кого истребили Лэтты, Тевтоны и Ливы ...».
 
В январе 1216 года Орден Меченосцев с Христианами Ливами и Лэттами во время похода в Эстонию «... стали преследовать Эстов по всем дорогам и деревням, захваченных убивали, женщин, детей и скот забирали ...», чуть позже они же «... всех мужчин перебили, а женщин, детей и скот увели с собой ...».
 
В 1216 году Владимир «... поднялся с большим войском Псковичей [Ruthenorum de Plescekowe], пришел в Унгавнию [Эстония] ... и стали они жечь и грабить весь край, перебили много мужчин, а женщин и детей увели в плен ...».
 
В 1219 году «... и собравшись все вместе, как язычники, так и крещенные [отступники] ... и, выступив в поход против Гольмских Ливов [Христиан], стали убивать их и грабить. Ливы также вторглись в их владения и наносили им такой же вред ...».
 
В том же 1219 году «... после того, как страна [языческая часть Эстонии] в течение пяти дней подверглась тяжкому разгрому [войсками Христиан] и перебита была масса народа, к нам пришли, наконец, спасшиеся бегством старейшины областей умолять о мире ...».
 
В 1220 году крестоносцы Эстов-язычников «... били их вплоть до деревни, за убегавшими гнались по улицам и домам, и вытащив из домов, убивали; схватывали и тех, что защищались, взобравшись на кровли домов или кучи бревен, и истребляли всех острием меча, не щадя никого ...». Тогда же «... живых перебили или увели в плен, а все имущество, деньги, одежду и всю большую добычу захватили ...».

10.1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Насильственная Христианизация в Ливонии имела все признаки как физического, так и религиозного беспощадного геноцида с обеих сторон, война шла на взаимное истребление.

11. ФЕНОМЕН ВОЕННОГО ПРОТИВОСТОЯНИЯ

СЕМИГАЛОВ, ЛИВОВ И ЛЭТТОВ С ЛИТВИНАМИ

11.1. СЕМИГАЛЫ И ЛИТВИНЫ

Среди множества всевозможных описываемых языческих союзов различных этносов против насильственной Христианизации ярким пятном во всей «Хронике Ливонии» выделяется упорное нежелание вступать в такой союз с Литвинами основных этносов современной Латвии – Семигалов, Ливов и Лэттов. Этот феномен настолько очевиден и выбивается из общей идеи Христииианско-языческой войны, что обойти стороной его мы просто не имеем права.
 
Напомним, что как Петр из Дусбурга, так и Генрих Латвийский описывают один общий генеральный принцип войны как Тевтонского Ордена в Пруссии и Литве, так и Ордена Меченосцев в Ливонии. И эта генеральная линия чрезвычайно проста: война носила чисто религиозный, а не межэтнический характер. То есть объединение противников шло либо на языческой, либо на Христианской основе, то есть один этнос мог воевать друг с другом, и одновременно различные этносы могли сражаться плечом к плечу против общего врага.
 
В январе 1205 года «... Литвины, числом до двух тысяч конных, двинулись в поход против Эстов ...», мирно прошли Семигалию, после похода к Эстам «... Литвины возвращались с бесчисленным множеством пленных и с массой добычи, скота и коней ...». Объединенное Тевтонское и Семигальское войско нанесло Литвинам поражение, так что «... около тысячи двухсот у них пало от меча ...». Взаимоотношения Семигалов и Литвинов были настолько плохи, что «... Семигаллы, увидев, что он [предводитель Литвинов Свельгат] бьется в предсмертных судорогах, отрубили ему голову, положили на свои сани, куда они складывали одни головы Литвинов, и повезли в Семигаллию ...».
 
Но эта история имеет еще более удивительное продолжение: «... Перебито было много и пленных Эстов, так как и они всегда проявляли враждебность по отношению к сторонникам Христианства ...». То есть Эстам был радостней плен Литвинов, чем свобода у Тевтонов и Семигалов. В итоге Генрих делает следующее однозначное заявление: «... Христиане, вместе с язычниками Семигаллами, одержали полную победу над обоими этими народами, то есть Литвинами и Эстами ...».
 
Суть этой истории заключается в том, что в описываемое время Семигалы были полностью язычниками, соседями Литвинов, но они союзу с такими же язычниками Литвинами предпочли союз с Христианами Тевтонами, которые их фактически за язычество и уничтожали. И зададим себе такой вопрос с усиливающим элементом этой истории: если пленные Литвинами Эсты восстали против освободивших их Тевтонов, то насколько надо быть Семигалам отдаленными от Литвинов, чтобы стать на сторону совершенно далеких Тевтонов? Какое тут объяснение?
 
Аналогичные известия о боязни язычников Семигалов язычников Литвинов мы встречаем за 1219 годом, когда к Епископу Рижскому «... пришли к нему Семигаллы из Мезиоте просить помощи против Литвинов. И сказал Епископ: "Если вы захотите Креститься и принять законы Христианства, то мы окажем вам помощь и примем вас в братское общение с нами”. И сказали те: "Мы не смеем Креститься из-за дикости других Семигаллов и Литвинов, разве только ты пошлешь к нам в замок своих людей и этим защитишь нас от нападков” ... и явились Семигаллы вновь и не раз приходили, прося о том же ...».
 
И в этом элементе Генрих подчеркивает языческое единство Семигалов и Литвинов, но вместе с тем эти два этноса являлись непримиримыми врагами.
 
Под началом 1220 года мы находим, что язычники Семигалы были либо данниками, либо вассалами Литвинов: «... вдруг явился наблюдавший из лесу Вестгард [вождь Семигалов] с большим отрядом своих Семигалов и Литвинов, чтобы вступить с нами [с крестоносцами] в бой ...». Боя не последовало, так как Литвинское войско ушло, сказав: «... мы получили от Семигаллов плату за то, чтобы прийти и увидеть ваше [Ливонское] войско. Так вот теперь мы видели его и возвращаемся в свою землю, не желая нарушать мир, заключенный с вами” ...».
 
И в этом элементе недвусмысленно показано, что Литвины доминировали над Семигалами на почве вражды – разве можно «брать плату» с настоящих союзников? Конечно, нет, Генрих описал взаимоотношения вовсе не союзников, а как раз наоборот – взаимоотношения поработителя (Литвинов) с порабощенным (Семигалами).

11.2. ЛЭТТЫ И ЛИТВИНЫ

Про аналогичные отношения Лэттов с Литвинами свидетельствует следующая цитата: «... власть Литвинская до такой степени тяготела тогда надо всеми жившими в тех землях племенами, что лишь немногие решались жить в своих деревушках, а больше всех боялись Лэтты ...».

11.3. ЛИВЫ И ЛИТВИНЫ

Про аналогичные отношения Ливов и Литвинами свидетельствует событие, отнесенное к 1206 году, когда некоему крестьянину Ливу ночью явился бог Ливов и «... сказал мне, что завтра придет Литвинское войско ...».
 
В то время как Литвины выбрали себе в союзники Полоцк против Ливонии «... Ливы, не желая служить двум господам, то есть Русинам и Тевтонам, постоянно уговаривали Епископа вовсе освободить их от ига Русинов ...».

11.4. ОБЪЯСНЕНИЕ

Итак, подытожим сказанное.
 
Во-первых, Семигалы, Ливы, Лэтты и Литвины были соседями, имевшими общие границы.
 
Во-вторых, все эти этносы исповедовали язычество.
 
В-третьих, Орден Меченосцев как основная военная сила Ливонии ставил своей целью Христианизацию всех этих земель с уничтожением язычества и покорением язычников.
 
В-четвертых, вопреки всем известным достоверным источникам вместо объединения по языческому признаку против общего Христианского врага мы видим непримиримую вражду к Литвинам и у Семигалов, и у Ливов, и у Лэттов.
 
В-пятых, эта вражда доходила до крайней степени – Литвины покорили Семигалов и Семигалы вынуждены были искать защиты у своих самых страшных врагов – у Ордена Меченосцев.
 
В-шестых, еще раз подчеркнем непреодолимую глубину вражды этих этносов: «... власть Литвинская до такой степени тяготела тогда надо всеми жившими в тех землях племенами, что лишь немногие решались жить в своих деревушках ...».
 
Это, согласитесь, совершенно не согласуется с мнением Летувской стороны о том, что, дескать, летописные Литвины с Семигалами, Ливами и Лэттами – двоюродные восточно-балтские соседи-братья, говорящие до сих пор на родственных языках. Из такого объяснения Летувской стороны должен вытекать не простой военный союз против Христианизации, а родственный союз этносов-братьев, когда эти этносы объединялись не просто на почве самообороны своего язычества, но еще и по родству языка и крови.
 
Но вместо этого мы видим диаметрально противоположное – мы видим непримиримую войну. Что же это за братья такие, которые во имя уничтожения друг друга идут на союз с непримиримым врагом, врагом в лице Ордена Меченосцев, который поставил целью их уничтожение на почве язычества?
 
Объяснение этому феномену совершенно очевидное – речь идет об абсолютно различных этносах, о столкновении двух различных культур, развивавшихся до этого столкновения в различных условиях. Все становится на свои места, если в качестве отправной точки принять тезис о Литвинах как Славянах, и славянах не простых, а Славянах пришлых, внезапно появившихся в этих местах.

11.5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Военное непримиримое противостояние Семигалов, Лэттов и Ливов с Литвинами могут быть объяснены только разительными различиями между этими этносами, такие взаимоотношения не могли иметь двоюродные восточно-балтские братья-соседи, так ненавидеть и воевать друг с другом могли только совершенно различные этносы. Только феномен резкого появления контрастной Славянской культуры Литвинов по отношению к местным восточно-балтским культурам Семигалов, Лэттов и Ливов может объяснить факт их непримиримой вражды.

12. ФЕНОМЕН СУЩЕСТВОВАНИЯ РАННЕГО

ПОЛОЦКО-ЛИТВИНСКОГО СОЮЗА

12.1. РАЗВИТИЕ ПОЛОЦКО-ЛИТВИНСКИХ ОТНОШЕНИЙ

12.1.1. НАЧАЛО ПОЛОЦКО-ЛИТВИНСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Наряду с описанным выше непримиримым противостоянием якобы «родственных» восточно-балтских этносов Семигалов, Лэттов и Ливов с Литвинами у Генриха мы встречаем не менее феноменальное описание военного союза якобы «противоположных» этносов Русин Полоцка с Литвинами.
 
Напомним, что в 1201 году «... волей Божьей и Литвины [после Куршей] в том же году пришли в Ригу просить мира и тотчас по заключении его вступили с Христианами в дружеский союз, а затем следующей зимой, спустившись вниз по Двине, с большим войском направились в Семигаллию. Услышав, однако, еще до вступления туда, что Король Полоцкий [Владимир] пришел с войском в Литву, они бросили Семигаллов и поспешно пошли назад ...».
 
Совершенно очевидно, что здесь упомянут военный поход Полоцка против Литвы, описание которого опущены по незнанию Генрихом его деталей.
 
Однако уже в 1203 году «... внезапно явился в Ливонию Король Полоцкий [Владимир] с войском и осадил замок Икесколу. Ливы, не имевшие доспехов, не посмели сопротивляться и обещали дать ему денег. Получив деньги, Король прекратил осаду. Между тем Тевтоны, посланные Епископом с самострелами и оружием, заняли замок Гольм и, когда пришел Король, чтобы осадить и этот замок, они переранили у него множество коней и обратили в бегство Русинов, не решившихся под обстрелом переправиться через Двину. Король Герцика [Всеволод – Vissewalde], подойдя к Риге с Литвинами, угнал скот горожан, бывший на пастбищах ...».
 
Напомним, что в то время Всеволод, Князь маленького Княжества Герцика, в то время был вассалом Полоцка, и одновременные действия Владимира Полоцкого, Всеволода Герцикского и Литвинов могут трактоваться как совместные заранее спланированные военные действия против общего врага – Ливонии. А это не что иное, как Полоцко-Литвинский военный союз.

12.1.2. ВСЕВОЛОД ГЕРЦИКСКИЙ КАК ЯЗЫЧНИК

При описании событий 1209 года (падение Герцика) мы встречаем вопиющие противоречия при описании Всеволода Герцикского.
 
В 1209 году Епископ «... вспомнив все зло, причиненное Королем Герцике, вместе с Литвинами, городу Риге, Ливам и Лэттам, решил идти войной против врагов рода Христианского. Ибо король Всеволод из Герцике всегда был врагом Христианского рода, а более всего Латинян. Он был женат на дочери одного из наиболее могущественных Литвинов ... часто предводительствовал их войсками, облегчал им переправу через Двину и снабжал их съестными припасами, шли ли они на Русь, Ливонию или Эстонию ...». Это явное свидетельство того, что Литвино-Герцигский союз был подчеркнуто языческим, ставшим позже династическим. Эту мысль подтверждает фраза «... бежали и Русины по лесам и деревням пред лицом даже немногих Литвинов ...». Какие Русины могли бежать, если существовал языческий Славяно-Литвинский союз? Ответ очевиден – бежать могли только Русины-христиане.

12.1.3. ВСЕВОЛОД ГЕРЦИКСКИЙ КАК ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРИСТИАНИН

Однако при следующем описании взятия крестоносцами Герцика мы видим Русинов этого города исключительно как Христиан: «... Русины, издали увидев подходящее войско, бросились к воротам города ...», но «... преследуя их, Тевтоны ворвались за ними в ворота, но из уважения к Христианству убивали лишь немногих, больше брали в плен или позволяли спастись бегством ...». Также при грабеже города «... из церквей колокола, иконы, прочее убранство, деньги и много добра ...» увезли с собой в Ригу.
 
О том, что Всеволод был язычником опровергает сам Всеволод, который «... называл Епископа отцом, а всех Латинян братьями по Христианству ...». Это подтверждает и Рижский Епископ фразой «... землю твоих Русинов Христиан ...». Епископ также говорит Всеволоду «... если ты согласишься впредь избегать общения с язычниками ... что впредь [Всеволод] будет открывать ему все злые замыслы Русинов и Литвинов ...», однако «... впоследствии он продолжал участвовать в замыслах Литвинов ... и не раз подстрекал язычников против Тевтонов ...».

12.1.4. ОБЪЯСНЕНИЕ ДВУЛИЧИЯ ВСЕВОЛОДА ГЕРЦИКСКОГО

Самое естественное предположение, которое позволяет объяснить описанные противоречия, заключается в том, что на территории Полоцкого государства не все население было Православным, оставался значительный процент народа с языческими убеждениями. Эту двойственность и описал Генрих, путаница возникла лишь по причине того, что он не удосужился детализировать события.
 
Также очевидно и то, что всем участникам исторического эпизода, связанного с Герцикой, было хорошо известно, что Православные с язычниками действовали против Католической Ливонии совместно.
 
Кто же такие язычники в этом эпизоде также предельно ясно – это только Литвины и никто больше.

12.1.5. ЛОЖНЫЙ ПОЛОЦКО-ЛИВОНСКИЙ И ИСТИННЫЙ ПОЛОЦКО-ЛИТВИНСКИЙ СОЮЗЫ

Напомним, что с 1209 (Ливония попросила мира) по 1212 год (Полоцк попросил мира) Полоцк находился с Ливонией в отношениях, которые можно назвать «договором о взаимном ненападении» (смотри раздел 6.4.). В 1212 году Полоцк даже заявил о своем намерении разорвать свои отношения с Литвой, однако далее по тексту мы видим совершенно обратное – Полоцк и Ливония сохраняли взаимный статус врагов.
 
Уже в 1214 году тот же Всеволод из Герцика, вассал Полоцка «... в то же время постоянно помогает Литвинам и советом и делом ...». Когда Орден Меченосцев «... собрал войско против Короля Всеволода из Герцика ...», то Всеволод тут же «... послал гонцов к Литвинам. Те явились ...».
 
Подчеркнем, что все действия Всеволода Герцикского так или иначе происходили с ведома Полоцка, Полоцк не мог не знать о действиях своего вассала Герцика. Очевидно также и то, что Полоцк в борьбе с Ливонией в период действия «договора о взаимном ненападении» с 1209 по 1212 годы действовал не напрямую, а через своего приграничного вассала Герцику, то есть Герцика был основным инструментом войны Полоцка с Ливонией.
 
В начале 1216 года Полоцко-Литвинский союз полностью возобновляется. «... Эсты послали к Королю Полоцкому Владимиру просить, чтобы он с многочисленным войском пришел осаждать Ригу, а сами обещали в это же время теснить войной Ливов и Лэттов, а также запереть гавань в Динамюнде. И понравился Королю замысел вероломных, так как он всегда стремился разорить Ливонскую церковь, и послал он в Русь и Литву и созвал большое войско из Русинов и Литвинов ...». Поход не состоялся ввиду внезапной кончины Владимира, в результате чего «... войско его все рассеялось и вернулось в свою землю ...».
 
Прямые свидетельства существования Полоцко-Литвинского союза мы находим в 1218 году, когда Рижане «... услышали, что в Руси Литвинское войско, а вернувшись во Псков, нашли часть этого города разграбленной Литвинами ...». Поясним, что от Литвы к Пскову можно было пройти либо напрямую через Ливонию, чего не было, либо южнее через Полоцк. Так как на Полоцк никто не нападал, значит, Литвины прошли мимо него мирным путем, с его согласия, а это и есть верный признак союзнических отношений.

12.2. СМОЛЕНСК КАК ЧАСТЬ ПОЛОЦКОГО ГОСУДАРСТВА

Король Полоцкий Владимир в 1209 году «... послал с ними [с послами Епископа в Ригу] Лудольфа, разумного и богатого человека из Смоленска [Smalenceke] ...».
 
Из этой цитаты мы смело заключаем, что Смоленск был вассалом Полоцка как минимум в 1209 году. Однако если брать весь контекст «Хроники Ливонии» становится очевидным, что Смоленск был под властью Полоцка на протяжении всего времени летописания с 1180 по 1227 годы.

12.3. ПРИЧИНЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ РАННЕГО

ПОЛОЦКО-ЛИТВИНСКОГО СОЮЗА

12.3.1. ПЕРВАЯ ПРИЧИНА

О главной причине говорит сам Король Полоцка весной 1212 года во время переговоров с Ливонским Епископом: «... Русинские Короли, покоряя оружием какой-либо народ, обыкновенно заботятся не об обращении его и Христианскую веру, а о покорности в смысле уплаты податей и денег. Но Епископ счел, что больше надлежит повиноваться Богу, чем людям ...».
 
Казалось бы, фраза чрезвычайно проста для понимания: если у Католиков религия стояла на первом месте, а доходы только на втором, то у Православных эта система ценностей была полностью противоположной. Однако не следует забывать о том, что деньги завоевателям надо было платить в любом случае, стоит ли религия на первом или втором месте – все равно надо было платить. И в таком случае для языческих народов Православие со своим либерализмом к вероисповеданию выглядело куда презентабельнее, нежели радикализм Католицизма.
 
В 1224 году мысль о лояльности Православия к язычеству повторяется в художественной фразе, где Генрих аллегорически сравнивает «хорошую» Ливонскую (Католическую) мать с «плохой» Русинской (Православной) матерью, при этом «... Русинская мать, всегда бесплодная и бездетная, стремящаяся покорять страны не для возрождения к вере Христовой, а ради податей и добычи ...».
 
Либерализм к исконной религии покоренных народов – вот главное объяснение многочисленных упоминаний о союзах Полоцка с языческими народами, не только с Литвинами, но и Ливонии и Эстонии. Полоцк в отличие от Ливонии никогда не ставил себе целью уничтожения язычества вместе с народом, а это, безусловно, крайне важно.
 
Иными словами, Полоцк не очень заботился о «Христианском наставлении» Литвинов, а это в условиях начавшейся религиозной войны с Ливонией играло ключевую роль в выборе союзников.

12.3.2. ВТОРАЯ ПРИЧИНА

Вторая причина вытекает из 11 и 12 разделов настоящего сообщения.
 
В разделе 11 мы показали феноменальную непримиримую вражду Литвинов с такими же язычниками Семигалами, Ливами и Лэттами, а в этом разделе мы показали феноменальный союз язычников Литвинов с Христианским Полоцком.
 
Как такое возможно?
 
Ответ очевиден и напрашивается сам собой – помимо лояльности Полоцка к язычеству Литвинов между ними должна была существовать и другая важнейшая причина, некая родственная межэтническая связь – связь двух Славянских народов. Одновременно эта Славянская связь отталкивала и от Полоцка, и от Литвинов восточно-балтских Семигалов, Лэттов и Ливов.

12.3.3. ТРЕТЬЯ ПРИЧИНА

Как мы уже показали ранее, Полоцкое государство не было до конца Христианским, доля язычества на его землях была значительной. Скорее всего, именно в этой части языческого народа Полоцкого Княжества и находила общие точки соприкосновения изначальная Литва.

12.4. ЧТО ЖЕ СЛУЧИЛОСЬ В 1201 ГОДУ

Генрих дает нам четкое описание взаимоотношений Полоцка и Литвы, и начинает он эти отношения с похода Полоцка на Литву в 1201 году. Чем этот поход закончился, Генрих не имеет ни малейшего понятия, мы же с позиций современных знаний вполне можем заключить, что этот поход закончился некоей победой Полоцка и заключением некоего союзнического договора.
 
Этот вывод мы делаем на основании всех летописей «Свода белоруско-литовских летописей», которые в один голос утверждают, что в те времена Литва была данником Руси, то есть Полоцка.
 
Именно этим 1201 годом датируются первые достоверные сведения о Полоцко-Литвинском военном союзе. С 1203 года мы имеем самые первые достоверные сведения о совместных союзнических действиях Полоцка и Литвы. Именно после 1201 года мы нигде не находим никаких серьезных достоверных сведений о военных действиях Полоцка против Литвы и наоборот.

12.5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. 1201 год:
 
— является первой достоверной датой начала многовекового Полоцко-Литвинского военного союза;
 
— мы имеем самые первые достоверные сведения о совместных союзнических действиях Полоцка и Литвы;
 
— после мы нигде не находим серьезных достоверных сведений о военных действиях Полоцка против Литвы и наоборот;
 
— изначально Литва была данником и вассалом Полоцка.
 
2. Для тех, кто видит в Полоцком государстве и Великом Княжестве Литовском только Естественную смену исторических формаций одного и того же народа, совершенно безразлично, кто кому в какие времена платил дань – в итоге из этого Полоцко-Литвинского союза 1201 года мы получили одно из сильнейших государств Европы – наше Великое Княжество Литовское, в котором Полоцк всегда оставался Полоцком.
 
3. Феномен появления раннего Полоцко-Литвинского союза и его дальнейшее многовековое существование было возможно только в случае:
 
— либерализма Православного Полоцка, никогда не ставившего перед собой целью физического или культурального притеснения язычников Литвинов;
 
— родственности этносов Полоцка и Литвы – это был союз Славянских этносов. Это прямо вытекает из полного противопоставления на первый взгляд куда более «родственных» этносов Литвинов с Семигалами, Лэттами и Ливами;
 
— Полоцкое Княжество не было до конца Христианизировано, в нем оставался значительный пласт языческого населения, именно с этой языческой частью и находила общие точки соприкосновения изначальная Литва.
 
4. Учитывая, что в самом начале 13 века Смоленск был вассалом Полоцка, мы вправе включить его в Полоцко-Литвинский союз. Именно Полоцко-Смоленско-Литвинский союз в самом начале 13 века и явился самым первым образом будущего Великого Княжества Литовского.

13. ФЕНОМЕН СУЩЕСТВОВАНИЯ РАННЕГО

ЛИТВИНО-НОВГОРОДСКОГО СОЮЗА

В 1212 году «... в это время Даугеруте [Даугерд-Довгерд], отец жены Короля Всеволода [Герцикского – Vissewalde] с большими дарами отправился к великому Королю Новгородскому и заключил с ним мирный союз ...».
 
Этот военный союз Генрих подтверждает августом 1221 года, когда войско Новгородцев пришло в Ливонию, «... и было в том войске двенадцать тысяч Русинов, собравшихся и из Новгорода и из других городов Руси против Христиан, находившихся в Ливонии. И пришли они в землю Лэттов и стояли там две недели, дожидаясь Литвинов и опустошая все, что было по соседству ... Литвины, двигаясь по той же дороге близ Вендена вслед за Русинами, перешли Койву, присоединились к ним и, где Русины нанесли меньший вред, там приложили руку Литвины ...». Когда Ливы «... бросились преследовать Литвинский отряд, шедший с пленными и добычей из Койвемунде, и убили у них до двадцати человек, прочие же спаслись бегством к Русинам ...».
 
Совместный поход на Ливонию 1221 года окончился успешно, «... Литвины же, не решаясь отделиться от Русинов из страха перед Тевтонами, ушли с ними во Псков и оставались там целый месяц, чтобы потом безопасно возвратиться в свою землю ...».
 
Дадим обязательное важнейшее пояснение: такие союзнические отношения Литвы с Новгородом и Псковом не могли проходить через территорию общего врага – Ливонии. Путь к союзу с Новгородом мог быть только через Полоцк, только с его ведома и с его согласия. Иными словами, Довгерд Литовский договаривался с Новогородом и от имени Полоцка.
 
Какие объяснения такому довольно отдаленному союзу Литвы с Новгородом и Псковом?
 
Не будем повторяться – они те же самые, что и для союза Полоцка и Литвы, смотри предыдущий раздел.
 
Вместе с тем не будем забывать, что Литва в других местах показана врагом Пскова, часто ходила на него войной, даже брала город и грабила его. Опять же это было возможно только через Полоцк, с его ведома и согласия.

13.1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, языческая Литва имела союзнические отношения и с другими самостоятельными Православными Славянскими Княжествами того времени, что только подтверждает тезис о родстве Литвинов со всеми соседними Славянскими этносами. Вместе с тем по недолговечности Литвино-Новгородских и Литвино-Псковских союзнических отношений можно заключить, что только Полоцкое Княжество оставалось постоянным главнейшим союзником Литвы, что со временем и переросло в единое государство – Великое Княжество Литовское.

14. РОДСТВО ЭТНОСА ЛИТВИНОВ С ЭТНОСАМИ

ПОЛОЦКА, НОВГОРОДА И ПСКОВА

Для усиления проводимой нами важнейшей мысли, которая четко вытекает из «Хроники Ливонии» Генриха, выделяем в самостоятельный раздел все доказательные элементы тезиса, вынесенного в заголовок данной главы.

14.1. ФЕНОМЕН ПОЛНОЙ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ ЛИТВИНОВ

ВОСТОЧНО-БАЛТСКИМ ЭТНОСАМ СЕМИГАЛОВ, ЛЭТТОВ И ЛИВОВ

Подробно смотри раздел 11.
 
Главный вывод – Литвины, несмотря на свою общую приверженность к язычеству, в корне отличались от Семигалов, Лэттов и Ливов по этническому признаку, это были различные этнические культуры, несопоставимые с собой до открытой ненависти, несовместимые до того, что Семигалы, Лэтты и Ливы легко шли на союз против Литвинов со своим главным поработителем и убийцей – Орденом Меченосцев.

14.2. ФЕНОМЕН ВЫБОРА ЭСТАМИ В КАЧЕСТВЕ СОЮЗНИКОВ

ПОЛОЦКА, НОВГОРОДА И ПСКОВА

На протяжении всего повествования Генрих во множестве упоминает союзнические отношения Эстов с Полоцком, Новгородом и Псковом против Ливонии. Те же Эсты предпочитали плен у Литвинов, нежели свободу у Тевтонов. Так как Эсты повсеместно показаны как закоренелые язычники, аналогия с язычниками Семигалами, Лэттами и Ливами вырисовывается сама собой.
 
Так почему же Эсты, как и Литвины, воевали в союзе с Полоцком, Новгородом и Псковом против Ливонии и тех же Семигалов, Лэттов и Ливов?
 
Ответ тот же – Эсты с Семигалами, Лэттами и Ливами также были не родственными этносами. Вместе с тем Эсты были куда более близки этнически с теми же, еще в большинстве своем язычниками, коренными финнами Новгорода и Пскова. Это полностью подтверждается современными научными взглядами: Семигалы, Лэтты и Ливы относятся к восточно-балтской языковой группе, Эсты – к финской.
 
И все само-собой становится на свои места, причинно-следственные связи полностью соблюдены, логическое завершение соответствует базовым понятиям человеческой логики.

14.3. ФЕНОМЕН СУЩЕСТВОВАНИЯ РАННЕГО ЛИТВИНО-ПОЛОЦКОГО

И ЛИТВИНО-НОВГОРОДСКОГО СОЮЗА

Подробно смотри разделы 12 и 13.
 
Главный вывод – этническое родство язычников Литвинов с Христианами Полоцка, Новгорода и Пскова стояло выше их религиозных различий, такие военные союзы Литвинов со Славянами Полоцка, Новгорода и Пскова при условии их радикальных религиозных различий могли существовать только в случае родства этносов.

14.4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, Генрих в своей «Хронике Ливонии» показал Литву на рубеже 12-13 веков как уже мощную страну со значительной Славянской составляющей, с которой вынуждены были считаться все соседи.

15. О ЧЕРНОЙ И БЕЛОЙ РУСИ

В конце лета 1220 года Епископ Рижский приехал в Рим к Папе, «... ища у него совета и помощи против упорной враждебности, как Датского Короля, так и Русинов и других язычников ...». Вместе с тем имеется масса свидетельств того же Генриха о значительной Христианской составляющей той же Руси.
 
Также в августе 1221 года Новгородское войско подано врагом Христиан, потому что «... было в том войске двенадцать тысяч Русинов, собравшихся и из Новгорода и из других городов Руси против Христиан ...». Хотя уже через полгода во время ответного похода «... Лэтты добрались до церкви недалеко от Новгорода, захватили иконы, колокола, кадила и тому подобное ...».
 
Также напомним что Всеволод, Князь Герцика в 1209 году представлен как язычник, однако несколькими месяцами позже он же рисуется как Православный Христианин (смотри подробно разделы 12.1.2 – 12.1.5).
 
На то, что среди Славянских соседей Ливонии было много язычников, указывает и фраза, относящаяся к 1223 году: Рамеко, вождь Лэттов-христиан «... Варемара, главу Русинов в Вилиенде, убил его со многими другими Русинами и Эстами ...». На то, что убитые Русины были язычниками, указывает то, что, во-первых, упомянутые Русины были на стороне язычников Эстов во время Эстонского антихристианского восстания, и, во-вторых, имя их вождя было явно языческого происхождения – Варемар. Косвенно на языческую принадлежность этих Русин указывает факт, что «... Русинов, бывших в замке, пришедших на помощь вероотступникам, то их после взятия замка всех повесили перед замком на страх другим Русинам ...». До этого момента Христиан, а тем более Христиан пленных, Ливонцы не вешали, о чем свидетельствует сам Генрих: «... во всех замках, доныне взятых Ливонским войском, осажденные всегда получали жизнь и свободу ...».
 
Вместе с тем на то, что в описываемое время Русь была и Христианской, Генрих за тем же 1223 годом утверждает следующее: «... послы Королей Русинов ... чрезвычайно удивлялись тому, что Рижане никогда не возвращаются назад с пустыми руками, без победы, ... а между тем большим и сильным войскам Королей Русинов никогда не удавалось взять и подчинить вере Христианской хотя бы один замок ...».
 
Мог ли Генрих допускать такие «двойные стандарты» в описании одного и того же свойства одного и того же объекта? Ни в коем случае – он отличается педантичностью и скрупулезностью. Такая «двуличность» одного и того же объекта трактуется только незнанием Генриха предмета своего описания: он совершенно не знал внутреннего содержания ни Литвы, ни Руси.
 
Так, все этносы Ливонии четко делятся им по религиозному признаку на язычников и Христиан («... Ливы, еще язычники ...» и рядом Ливы в войске Тевтонов), и если бы он аналогичным образом делил бы и этносы все Ливонии, таких вопросов бы не возникало.
 
Как бы то ни было, у Генриха мы видим доказательства того, что Русь на рубеже 12-13 веков была Христианизирована только частично, но оставалась еще во многом языческой. Это полностью согласуется с тем, что те же Полоцкие Князья не проводили политику насильственной Христианизации и лояльно относились к язычникам – какое насилие, если вокруг самого Полоцка своих язычников было предостаточно.

15.1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Генрих дает нам надежные сведения о том, что в начале 13 века Полоцкие земли были Христианизированы лишь частично, в Полоцком государстве вместе сожительствовали как язычники («Черная Русь»), так и Христиане («Белая Русь»).
 

ПРОДОЛЖЕНИЕ В ЧЕТВЕРТОЙ ЧАСТИ

 
В. Антипов
 
Минск, апрель 2012 год
 
dodontitikaka@mail.ru